Русская икона в коллекции Британского музея

Автор: 10 июля 2017 в 06:29 в рубрике

Коллекция русской Британского музея сравнительно небольшая - вместе с византийскими и греческими иконами она насчитывает немногим более 100 произведений. Коллекция сформировалась спонтанно, в основном за счет приобретений и даров в период после Второй Мировой войны. Тем не менее, собрание ценно редчайшими иконографическими типами, например, иконой Святого Георгия начала 15 века. Но в коллекции есть произведения искусства разных периодов, в том числе раннего, домонгольского.

Чудо Святого Георгия о Змие, или Черный Георгий

Чудо Святого Георгия о Змие, или "Черный Георгий"

Интересны исторические и антропологические аспекты коллекции. Первым пожертвованием в музей (1920 г.) стала "домашняя" икона Новозаветной Троицы с очень простым и безыскусным образом Бога-Отца, Иисуса Христа и символа Святого Духа в виде голубя. Подобные иконки хранились почти в каждой русской семье и обычно приобретались по случаю рождения детей или других важных событий. Отличаются старомодностью, наивностью и тем, что на дощечке написан только лик, а остальная поверхность прикрыта рельефным металлически окладом.

Икона Божьей матери Владимирская, поступившая в коллекцию в 1924 году, хранит память о драматических годах русской истории.

Икона Божьей матери Владимирская

Икона Божьей матери Владимирская

Икона Божьей матери Владимирская 17 века. Передана в Британский музей капитаном Мюрреем. На обратной стороне этикетка с надписью, которая говорит, что икона была подарена Т. А. Килби 28 июля 1919 г. монахами обители на берегу Онежского озера в благодарность за спасение их от большевиков. Вдоль берегов Онежского озера существовало несколько монастырей, а самый древнейший, основанный в 15 веке на острове Палей у северного берега озера, был сожжен и разрушен большевиками в 1919 году. Монастырь принадлежал к старообрядческой ветви русской православной церкви. Икона Божьей матери Владимирская написана в старообрядческой манере, что может косвенно подтверждать ее принадлежность к этому монастырю.

Совершенно разные истории, разные эпохи, можно найти в образе Святого Георгия на черном коне (см. первое изображение статьи). Частными коллекционерами эта икона была найдена в крохотной деревушке Ильинский погост на береге реки Пинега в 1959 году. В период "хрущевской оттепели" новая волна энтузиастов "объявила охоту" на древнерусское искусство, в частности на старинные иконы, оставшиеся в заброшенных храмах и дальних деревнях. Неизвестно, сколько икон просто пошло в печи на растопку, но большинство местных жителей использовали древние иконы в качестве столешниц, затыкали ими дыры в стенах, прибивая гвоздями. Так икона Святого Георгия использовалась в качестве оконной створки в одном из деревенских домов. После реставрации впервые выставлялась в Третьяковской галерее (1964). Позже вывезена в Париж, а впоследствии продана Британскому музею.

Икона Святого Георгия является подлинным шедевром русской живописи. Тонкая фигура святого, сидящего на вороном коне, который как бы пересекает плоскость панели в один прыжок, воплощает свободолюбивый дух северян. Иконописец здесь пренебрегает строгими правилами византийской иконографической традиции. Светлая, почти акварельная манера живописи сочетается с прозрачными цветами, присущими Русскому Северу.

Не случайно специалисты не смогли договориться относительно определения стиля этой иконы. Одни относят ее к Псковской школе, другие - к Московской. На самом деле иконопись Русского Севера интерпретируется более свободно, меньше полагается на каноны, но в ней все равно присутствует влияние Новгорода и Москвы.

Георгий Победоносец

Георгий Победоносец

Иконография иконы Георгия Победоносца находится в рамках традиционной лаконичной схемы новгородской школы 14-15 вв. Образы Георгия в русской версии отличаются от рыцарской темы Запада; в русской версии подчеркивается божественное провидение. Георгий - не просто воин, поражающий дракона за счет грубой силы, но святой, преодолевающий зло молитвой.

Позже, в 15-16 веках, в новгородской иконографии образ Святого Георгия Победоносца принимает характеристики героя народной сказки, о чем свидетельствует "Чудо Святого Георгия о Змие".

Здесь Святой верхом на белом коне с элегантными красными поводами побеждает дракона, выползающего из черной пещеры. Действие происходит среди разноцветных скал, лишено динамики; композиция приобрела признаки повседневности.

Особое почитание в русском церковном искусстве в соответствии с византийской традицией получили образы Девы Марии.

Богородица Знамение

Богородица Знамение

Вариаций образов богородицы множество, причем называться икона может и богородицей, и богоматерью. Кроме того, иконы богоматери получают имя той церкви, где находился оригинал, а иногда к названию добавляется определенная функция, например, "покрова".

В русской иконографии определенные типы изображения Богоматери чаще получали местные названия. Таким образом, известный византийский тип Одигитрия (греч. путеводительница), на Руси получает имена "Владимирская", "Смоленская", "Тихвинская" и так далее. Так к 19 веку насчитывается около 130 различных типов чудотворных икон Богоматери, имеющих один византийский прототип.

Образ Богоматери стал источником множества различных изображений, выступающих в качестве иллюстраций символического толкования Библии, или как аллегории церковной гимнографии.

В Древней Руси, которую современники считали "домом Божией Матери", получили известность копии нескольких византийских икон, особенно те, которые сохранились в церкви Богородицы во Влахернах в Константинополе. Древние иконы, такие, как "Владимирская Божья матерь Умиление", привезена из Константинополя в Киев, а затем в Успенский собор во Владимире. Также среди наиболее известных числятся "Богородица Знамение" и "Богоматерь Казанская". Русские иконописцы тщательно воспроизводили эти особо почитаемые иконы в нескольких репликах на протяжении веков, поскольку в православном христианстве считается, что чудотворность икон передается с их точными копиями.

София - премудрость божия

София - премудрость божия

Среди икон Богоматери есть прекрасная работа под названием "София - премудрость божия" конца 17 века. Здесь представлены две версии символического союза изображений Богоматери с идеей Божественной мудрости. Образ огненного ангела в центре, по новгородской традиции, возникает из пророчества Исайи об ангеле Великого света и видения Иоанна Богослова в книге Откровений.

Богоматерь поддерживает у груди пластинку с изображением Христа. В отличие от других икон, где Богоматерь восседает на престоле в центре композиции среди пророков, прославляющих ее, в этой иконе она изображается как прямое воплощение земной Церкви - дома мудрости.

На фоне более поздних, более сложных догматических образов Богоматери, ее изображения немногим ранее, а именно в середине 16-го века, привлекательны простотой и величием.

Божия матерь Смоленская

Божия матерь Смоленская

Иконографический тип, известный как Божия матерь Смоленская, восходит к византийским образцам, привезенным на Русь царевной Анной. Сын Анны и князя Всеволода Ярославовича Владимир Мономах привез эту чудотворную икону из Чернигова в Смоленск для церкви Успения Божией матери.

Образ Смоленской был точной копией одной из икон Божией Матери из Влахернской церкви в Константинополе; утверждается, что писана самим апостолом Лукой. Византийский образец являлся прототипом для других, самых торжественных икон. Отличается поясным портретом девы Марии с младенцем Христом на руках, причем фигура Христа посажена в строго фронтальной позе, правая рука приподнята в благословляющем жесте.

Вертикально вытянутые пропорции фигур, тонкие линии рисунка и мягкое, интонационно тонкое моделирование лица воплощают в себе стиль московской живописи первой половины-середины 16-го века.

Строгие каноны и традиционные навыки иконописи тщательно хранились православной церковью. В середине 16 века, когда возникла опасность, что русские иконы могут подвергнуться влиянию европейских идей, специальным постановлением Совета Русских Архиереев (Совет Стограв, 1551 г.) жестко регламентировал иконографические формулы. В качестве модели для подражания была одобрена иконографическая традиция древних мастеров, византийских и русских, среди которых был и Андрей Рублев. Решение Совета способствовало сохранению специальных шаблонов иконографии для следующих веков.

Последующий раскол русской церкви во второй половине 17 века, в результате реформ патриарха Никона (Московский собор 1666 г.), с одной стороны, открыл путь для западного влияния и перевел икону на периферию церковной жизни, а с другой стороны оформило ее в символ Святой Руси. Старообрядцы - последователи древнего Православия - не только сохранили старинные иконы в своей повседневной практике, но на протяжении 18-19 веков поддерживали мастерство иконописи по аутентичной технологии - яичная темпера по левкасу на деревянной панели. Таким образом иконописцы из Мстеры, Палеха и Холуя - наследники суздальской традиции - в 19 и начале 20-го века могли писать иконы "старомодного" стиля так искусно, что современные исследователи не всегда могут отличить их от древних прототипов.

Тэг: Икона
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...