Русские иконы: история, значение, смысл

Автор: 02 июля 2017 в 06:40 в рубрике

Иногда кажется, что история русской иконы была написана не сухим академическим словом, а языком высокого трагизма. В нем уже нашли свое место периоды духовного взлета, художественного откровения, периоды забвения и репрессий, почитания и восхищения. Но во все времена икона оставалась "образом" вечного, справедливого и прекрасного божественного мира, манящего всех тех, кто находит в себе духовные силы, чтобы воспринять этом мир с помощью духовного видения.

Значение и история иконы

Русская икона в художественной форме воплощает тот аскетический идеал, который, по словам Павла Флоренского, является не интеллектуальным, не даже моральным, но художественным трудом. Основная цель такого искусства - это специфическое и неформализованное созерцание знания. Как это ни парадоксально, именно это фундаментальное свойство - созерцание - в русской иконописи почитается за искусство, и не имеет ничего общего с европейским пониманием этого термина.

Икона Божией Матери Тихвинская

Икона Божией Матери Тихвинская

Современное русское слово "икона" закрепилось только в 19 веке, а в древние времена использовался более точный греческий эквивалент - "эйкон", "образ". Цель написания иконы состояла в изображении на плоской поверхности при помощи красок подобия реального прототипа. Причем прототипа сакрального, поскольку почитание икон исходит из фундаментальных основ христианства.

Любое представление, любая визуальная форма, имеет свой предмет - в определенных обстоятельствах это представление охватывает видимый мир или воплощение идеи в формах видимого мира, в других - воплощение субъективных ощущений и идей, возникающих в сознании художника. Таким образом, художник ищет основания для создания художественной формы "во внутренней необходимости, которая должна основываться только на принципе мудрого прикосновения к душе человека" (В. Кандинский).

Так что же такое икона и в чем заключается ее смысл?

Для начала, русская икона никогда не была иллюстрацией к Евангелию или иным богословским текстам. Икона может восприниматься как археологический предмет археологами и как произведение искусства искусствоведами. Церковь понимает икону как изображение Божественной реальности, как видимое отражение невидимого. Так вот уникальность иконы в том, что все вышеперечисленные качества в ней присутствуют одновременно. Но главное, что отличает икону от картины - человеческое воплощение неосязаемого прототипа в видимой форме. Это своего рода альтернативная реальность, а чтобы понять эту реальность, нужно найти в себе желание встретиться с ней, чтобы войти в эту реальность, нужно научиться "читать" икону.

Чудо Святого Георгия о Змие

Чудо Святого Георгия о Змие

Реформация в России и секуляризация Церкви, проведенная Петром Первым, привели к нарушению духовных традиций и смещению культурных ценностей. Для многих Святая Русь навсегда осталась в прошлом, а новомодняя тогда церковная живопись потеряла святость. Иконопись в ее традиционных формах впервые была отодвинута на периферию духовной жизни, а впоследствии полностью скрыта под слоями новых событий, как руины Помпеи под пеплом Везувия.

В 18 веке, в так называемый синодальный период истории русской православной церкви, иконопись приобрела черты западноевропейского типа церковно-исторической живописи в разнообразных художественных формах, в манере барокко, классицизма и академизма.

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец

Русская икона как самостоятельное явление получила широкое общественное признание только в начале 20-го века, несмотря на то, что привлекала внимание специалистов по церковной археологии еще с середины 19-го, а первая выставка старинных икон состоялась на археологической конференции в Москве в 1890 году. Однако только признание иконы как произведения искусства, которое совпало с подъемом русского авангарда, вывело ее из разряда предметов только лишь церковного благочестия. Одним из первых, кто однозначно оценил великое значение русской иконы для развития современного искусства, был Анри Матисс. После знакомства с коллекцией русского иконописца Ильи Остроухова (ныне в собрании Третьяковской галереи), Матисс написал: "это является подлинным народным творчеством; современный художник должен черпать свое вдохновение из этих примитивов". Так русская икона становится художественным открытием 20-го века.

Позже, в советское время, коллекции икон в музеях значительно расширились в результате закрытия церквей и изъятия церковных ценностей (1920-30 гг.). Но лишь часть шедевров древнерусской живописи осели в музеях; огромное количество икон было продано за границу через "Торгсин".

Среди икон, оказавшихся в зарубежных коллекциях, были и произведения искусства старого стиля, и подделки (19-го - начала 20-го века). Участники Всероссийской конференции художников в 1911 году с сожалением констатировала, что "наши старые иконографии высоко ценятся не только здесь, но и в Западной Европе и Америке; зарубежные коллекционеры охотятся за хорошо сохранившимися старинными иконами. Такое отношение к нашей церковной старине вдохновляет русских торгашей стремиться к сверхприбылям, продавая имитации под старину. С одной стороны это хорошо, ибо только так можно восстановить едва сохранившиеся иконы, но вместе с тем порождает подделки".

Икона Божией Матери Смоленская

Икона Божией Матери Смоленская

После революции 1917 года значительная часть русского народа была вынуждена эмигрировать, забрав с собой и часть русской культуры.

Первые исследователи русской иконы изначально различали три стиля иконописи, или три школы, - новгородская, московская, суздальская. Позже в работах советских ученых 1920-1970 гг. оформилось определение "местных" школ, т.е. художественным многообразием отдельных центров и регионов, составлявших некогда Древнюю Русь. К списку центров иконописи добавились Псков, Владимир, Суздаль, Тверь, Ярославль, Вологда, а также "русский север", отличавшийся своими региональными особенностями. Объединительные тенденции иконописи отмечаются только во второй половине 16-го века, когда сформировалось централизованное государство под деспотическим правлением Ивана Грозного. Однако принятое упрощенное разделение на школы наталкивается на значительные сложности. Потому что само понимание "художественной школы" как определенного стилистического единства не обязательно совпадает с географическими границами региона. Стилистические, а часто и географические границы школ достаточно размыты. Отсюда появилась путаница, когда одно и то же художественное произведение приписывалось разным школам. Но, несмотря ни на что, во все века русская икона сохраняет свою выдающуюся оригинальность и четко отличается от других культур православного мира.

Статья Юрия Боброва в переводе с английского со страниц сайта Британского музея.

Тэг: Икона
Комментарии (3)
ывфвыф 13 февраля 2024 в 14:39
фывывфвыывфывфывфыфвывфвыфывывф
ывфвыф 13 февраля 2024 в 14:39
фывывфвыывфывфывфыфвывфвыфывывф
ывфвыф 13 февраля 2024 в 14:39
dfghhtdtddrydryt
Написать комментарий...