Витраж
Во время готического периода и Ренессанса (1100-1500) витраж был одним из самых главных техник живописного искусства, практиковавшихся в Европе. Может показаться странным, что стеклянный витраж называется картиной, однако это и есть картина. Ведь если внимательно присмотреться, можно обратить внимание, что поверхность каждого кусочка стекла окрашена в широком диапазоне тонов.
Богородица и Св. Иоанн, Германия, ок. 1420
Почему картина из цветного стекла называется витраж?
Термин происходит от серебряной окраски, часто применявшейся в качестве подложки на уличной стороне окна. В процессе специальной обработки серебряный участок окрашивался в желтый цвет, который мог колебаться от лимонного до золота, и становился прозрачным.
Готический витраж
Представьте себя, стоящим в средневековой церкви. Когда ваши глаза привыкнут к полумраку, вы заметите цветной свет, струящийся откуда-то сверху.
Серафим, неизвестный французский художник, работавший в Реймсе, ок. 1275-1299
Некоторые из самых лучших художественных творений, сделанных в средневековье, были витражные циклы, или визуальные истории, помещенные на окна французских соборов. Среди самых известных можно выделить собор в Реймсе, где ранее находился этот Серафим (сейчас в музее Гетти), немного пугающий формальными толстыми "мазками" стекловидной краски.
Мадонна с младенцем, родом из средневекового аббатства Клостернойберг, свидетельствует о больших достижениях мастеров витража. Картина показывает, как чистые, гибкие линии обращаются в нежность и деликатность, даже если смотреть издалека. Незакрашенные поля цвета, в том числе серебряной краски, используемой в желтых ореолах) завершают сияющий эффект.
Богоматерь с младенцем (Клостернойберг, Австрия, ок. 1335) и Св. Иоанн (ок. 1420)
Это окно изначально находилось очень высоко, почти у потолка монастырской стены. И хотя само окно довольно маленькое, ясность линий делает сюжет разборчивым даже с большого расстояния. Струящиеся локоны волос и плавные черты лица прорисованы стекловидной краской, аналогично тому, как живописец изобразил бы их масляной краской на холсте. Краска, наносимая на поверхность стекла, добавляет детали и ощущение трехмерности к изображению.
Другим уникальным аспектом витража является то, что он "работает" при дневном свете, который непрерывно изменяется в течение дня, в зависимости от погоды, сезона и времени суток, и никогда не бывает одинаковым. Когда стеклянная панель освещается мощным лучом солнечного света, вы можете в полной мере увидеть почти мистическую художественную форму.
Эмоционально насыщенная панель со Св. Иоанном красноречиво демонстрирует средства выражения средневековых художников по стеклу. Здесь тонкая моделировка лица и рук сделана стекловидной краской, которая сначала наносилась широкими мазками, а затем соскабливалась ножом. В результате получались выразительные, почти каллиграфические линии, как то взъерошенные волосы и черты лица Иоанна.
Витражи Ренессанса
На геральдической панели, представленной на иллюстрации, семья Эберлер символизируется изображением красного кабана - сознательный элемент юмора, где животное с приоткрытым ртом взирает на молодую женщину хитро прищуренным глазом. Женщина как бы отстраняется от кабана, но не с опаской, потому что вооружена кинжалом. В верхней части панели изображена сцена соколиной охоты.
Геральдическое панно с гербом семьи Эберлер, Швейцария, ок. 1490
В эпоху Возрождения витражи устанавливались не только в церквях. Они стали доступны и для знати, потому стали популярны в домах и содержали светские сцены. К концу 1400-х годов стекло стало еще более доступным, дома все чаще снабжаются стеклянными окнами, иногда со вставками небольших витражей. Типичным для таких светских витражей становятся красочный цвет и доля юмора.
Распятие и Св. Христофор (Лотарингия, ок. 1500-1510) и Св. Христофор (деталь)
Также в Европе в эпоху Возрождения процветало производство монументальных витражей для храмов. Обычно изготавливались они на деньги какого-нибудь мецената-покровителя и неизменно содержали портрет заказчика.
Один кусок стекла
К 1500 году стеклянные окна стали повсеместным явлением в интерьера. В это время становятся популярными тонированные серебром окна, так что производство их достигает почти промышленных масштабов, начиная с 1520 года.
Архангел Михаил, побеждающий дракона, ок. 1530
Этот довольно небольшой образец тонированного серебром витража с архангелом Михаилом передает удивительное чувство глубины. Это единственный образец стекла с картиной, нарисованной в золотых оттенках. В некотором смысле свет, проходящий через тонированное стекло, символизирует личность Святого Михаила как ангела света и добра.
Мы видим здесь множество оттенков золотистого: легкий и тонкий цвет волос, оранжево-желтый цвет оперения ангела, более плотный цвет брони, темно-оранжевый - цвет пламени. Техника исполнения картины очень сложна и подразумевала после тонирования прорисовку деталей методом выскребания тонировки специальной палочкой.