Хаос в искусстве или эстетика хаоса
Столетиями, тысячелетиями искусство любовалось формой. Художник-творец, используя "бесформенные" материалы - глина, камень - создавал форму, отсекая от них "лишнее". Искусство стремилось вытеснить хаос. И на то были основания, потому что тот, кто притрагивался к хаосу, долго не жил. Попытки, конечно, были, но все печальные.
Попытка любоваться хаосом - одна из тенденций современного искусства. Хаос в искусство решились допустить еще в 19 веке, а может чуть раньше. Хаосом стали любоваться, как любуются опасными животными в зоопарке. Но не просто любоваться, а для того, чтобы прикоснуться к чему-то новому, неизведанному, прикоснуться к животному страху внутри себя. Зачем? Затем, чтобы установить контроль над ним.
В Древнем Риме хищников гладиаторы кормили перед представлением, чтобы те теряли излишнюю агрессивность. Так хаос подкармливали перед любованием методом установления над ним контроля посредством изучения "повадок" и "дрессировка". Аналогичный принцип контроля хаоса перешел в современное искусство. Причем не только изобразительное.
Фрактальные композиции нейро-художника Грега Данна
Любоваться хаосом ввел моду Достоевский - азартный игрок. Одно время Достоевский жить не мог без азартных, то есть использующий хаос, игр. Его произведения есть, в сущности, медитация над хаосом, который герои его произведений пытаются контролировать кнутом рациональности и пряником чувственности, однако не всем это удаётся. Позже поэт Тютчев, будто бы понимая, что имеет в виду Достоевский, предупреждал - "о! бурь уснувших не буди - под ними хаос шевелится!"
В конце века наука серьезно продвинулась на пути изучения и контроля хаоса. Возник психоанализ, переродившийся в науку психологию. В физике - квантовая механика, допускающая вероятностную, то есть с использованием понятия хаотичности, интерпретацию.
В изобразительном искусстве импрессионисты стали углублять проникновение в хаос, скармливая ему форму. В целом процесс проникновения в хаос художниками более или менее контролировался, но были и жертвы, например Ван Гог.
Потом инициатива перешла к хаосу - появился и обособился абстракционизм. Впрочем, абстракционизм существовал всегда, прежде всего в орнаменте, но никогда ранее абстракция не существовала самостоятельно. Если в орнаменте мы видим, если и абстрактные, но все же регулярные формы, то все впечатления от абстракционизма коренится в использовании хаотической составляющей, или вообще полной беспредметности. А если пойти дальше, абстракционизм, случайно или намеренно, активизировал хаотическую составляющую у потребителя.
Две работы кисти К. Малевича
Своеобразными шедеврами явились квадраты Малевича. Тут мы видим доведения концепции до предела, где она сталкивается со своей противоположностью. Однако в случае черных квадратов главное динамика, то есть зритель проводился путем увеличения хаотической составляющей, и в конце - точка, точнее квадрат. При этом крайне важно, с какой точки зрения подходит зритель. Если - "просто так", ну квадратики и квадратики. А если следовать путем от Достоевского через импрессионистов... То тогда зритель становится невольным носителем различных концепции в стиле Хаос.