Обзор колониального перуанского искусства

Автор: 07 января 2014 в 10:33 в рубрике

О культуре инков мы привыкли судить по древним образцам золотых украшений. Доколумбовое инкское искусство, представленное в искусно выплавленных и обработанных слитках золота со вставками драгоценных камней, до недавнего времени доминировало на экспозициях таких американских музеев, как Метрополитен, Кливлендский музей и Музей искусств Форт-Лодердейл. Никогда ранее не представлялись широкой общественности произведения искусства, сделанные индейцами в период колонизации. Лишь в последние годы музеи стали обращать внимание не замечательные образцы колониального искусства, начиная от текстиля ручной работы и заканчивая живописными картинами, принадлежащих кисти "обращенных" индейцев.

Устрашающего вида налобник в виде щупалец осьминога с кошачьей головой в основании украшает один из залов Монреальского музея изящных искусств и является молчаливым свидетельством величия древней цивилизации перуанских индейцев.

Налобник в виде щупалец осьминога с кошачьей головой в основанииМочика, Северное побережье Перу, возможно Ла Мина. Налобник в виде щупалец осьминога с кошачьей головой в основании, 100 – 800 н.э. Золото, хризоколы, раковины.

Созданное из золота, хризоколов и ракушек, это морское божество, сделанное, как предполагают исследователи, для правителя Мочика, было найдено при раскопках комплекса Ла Мина в долине Хекетепеке, на Северном побережье Перу. Но исследователи ничего не могут сказать о находке налобнике наверняка. В 1988 году Ла Мина был разграблен, а археологи узнали о существовании этого украшения от британского Скотланд-Ярда. Оказывается, налобник был тайно вывезен в Испанию, затем попал в Великобританию, а в 2006 году был передан перуанскому правительству.

Вари, сумка с изображением человеческого лицаВари, сумка с изображением человеческого лица, между 600 и 1000 годами. Шкура ламы, человеческий волос, краска, хлопок, лист коки.

Инка со слугойИнка со слугой, художник Гран Нуста Мама Околло, Куско (Перу), начало 1800-х. Холст, масло.

Наска-Уари, пончо из кошачьего волосаНаска-Уари, Южное побережье, пончо из кошачьего волоса, 500-900 гг. н.э.

Образ Юной Девы. Художественная школа КускоОбраз Юной Девы. Художественная школа Куско, художник Вирхен-Нинья Иландо, вторая треть 18 века. Холст, масло, позолота.

Считается, что коренное население Америки не пользовались письменными знаками, и даже господство испанцев не изменило положение вещей, за исключением того, что обращенные индейцы обучались европейским языкам и письменности. Индейцы всегда пользовались визуальным языком: символами, цветом, формами фантастических существ, геометрическими орнаментами. Даже в колониальную эпоху, когда небывалая на континенте ранее смесь наций, материалов и стилей, заимствованных из Америки, Европы, Азии и Африки, приведшая к появлению новых форм индейского искусства и иконописи, не создала иного подхода к выражению идей, кроме визуального. Живой пример смешения стилей и уникального визуального языка общения - "Образ юной девы" одного из перуанских художников. Здесь, в сущности, изображена Дева Мария во младенчестве, но многочисленная символика говорит о совершенно ином значении картины. Образ Девы намекает на "девственниц Солнца", инкских женщин, служителей храма, которые одновременно занимались ткачеством, создавая богатые одежды для религиозных церемоний.

Евхаристическая урна в виде пеликанаЕвхаристическая урна в виде пеликана, 1750-1760, частично позолоченное серебро и драгоценные камни.

Пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, - один из любимых символических образов у мастеров Андского барокко. Этот символ Евхаристии перекочевал в культуру Перу от Европейского средневековья. Птицы имеют глаза из драгоценных камней, языки сделаны подвижными. На спине имеется дверца, чтобы помещать внутрь урны хост во время Страстного четверга.

Житель перуанского нагорья Кордильеры-де-Лас-дель ПеруФрансиско Лазо, Житель перуанского нагорья Кордильеры-де-Лас-дель Перу, 1855 г., холст, масло.

Картина "Житель перуанского нагорья" Франсиско Лазо, впервые представленная публике в 1885 году на Всемирной выставке в Париже спустя три десятилетия после того, как королевство Перу провозгласило свою независимость, представляет собой в определенном смысле символ возвращения древних традиций после репрессий. На картине изображен человек, держащий в руках горшок Мочика. Половину лица человека скрывает тень от широкой шляпы, но в этом образе легко узнается портрет конкистадора Франсиско Писарро. Изображение горшка символично: вокруг шеи завязана петля, а конец веревки переходит через плечо и связывает руки за спиной - явный намек на угнетение индейцев, прошлое и настоящее.

Мартин Чамби, Печальная песнь Анд, Ла РаяМартин Чамби, Печальная песнь Анд, Ла Рая, 1933, цианотипия.

Постепенно мнение мирового сообщества смещалось в сторону понимания индейской культуры, как нетронутой временем и современностью. В начале 20-го века идея нетленности становится центральной для перуанской культуры и на основе идеи нетленности развивается националистическое движение за возрождение древних традиций. Фотографии Мартина Чомби, в частности "Печальная песнь Анд", сыграла большую роль в распространении образа старого нового индейца.

Леонор Винатея Кантуарьяс, ПастушкиЛеонор Винатея Кантуарьяс, Пастушки, 1844, холст, масло.

Произведения перуанского визуального искусства, созданные в 19-20 веках, представляют собой жанр во многом гибридный. Например, картина Леонора Винатея Кантуарьяс "Пастушки" - это смесь исконных традиций с модными художественными течениями. Но это уже предмет другого шоу.

Тэг: Теория искусства (философия)
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...