Три века визуальной истории Перу

Автор: 26 декабря 2013 в 10:53 в рубрике

Когда Франсиско Писарро и испанские конкистадоры впервые прибыли в Перу в 1524 году, они были шокированы совершенно незнакомом миром. Все окружающее было совершенно непохожим на то, что Писарро и его сподвижники привыкли видеть в Европе. Люди, флора, фауна, перуанские ландшафты и поселения стали объектами изучения, требовали тщательного описания, а документы, описывающие местную жизнь, отправлялись в Европу. Эта небольшая обзорная статья кратко затрагивает вопрос, как художники изображали Перу и разработанную ими визуальную категорию для классификации информации.

В передаче особенностей и истории Перу в течение первых трех веков знакомства с этой страной Европейской культурой изображения были более мощным инструментом, чем подробный описательный текст. Изображения будили воображение, помогали визуально установить связь с исследуемым регионом, передать самобытность местной культуры. Знания о Новом Мире собирались и распространялись посредством литературы, научных публикаций, биографических антологий, атласов, путевых заметок, часто неточных. Причудливое и своеобразное видение Нового Мира как чего-то запредельно и непостижимо экзотического прочно укоренилось в воображении европейцев на долгие три сотни лет. Это видение не смогло изменить даже появление фотографии в 19-м веке, которая, казалось, запечатлевала всю правду.

Хорошим наглядным пособием для изучения визуальной истории Перу служат два манускрипта Мартина-де-Муруа, испанского монаха, миссионера ордена мерседариев, прибывшего в страну в 1500 годах и служившего архидьяконом и настоятелем монастыря в Уата. Две рукописи Мартина-де-Муруа - "Общая история Перу" (1616) и "История происхождения и родословной перуанских инков" (1590) - являются первыми, хорошо иллюстрированными источниками, в которых описывается история, обычаи инков и их жизнь под властью испанской короны. Иллюстрации манускриптов изображают инкских королей, образцы одежд и многие другие атрибуты индейского быта.

Синчи Рока - второй правитель инков

Синчи Рока

Портрет Синчи Рока изображает второго правителя инков, держащего алебарду и одетого в наряды, характерные для инкской культуры до завоевания: головной убор с бахромой, юбка с геометрическим орнаментом, плащ и сандалии. Некоторые детали наряда, такие как маленькая черная уточка на юбке, являются дополнением художника и не присутствуют в оригинальных костюмах. В контексте рисунка утка и герб означают высший статус портретно изображаемого человека.

Два поющих артиста Контисуё

Два поющих артиста Контисуё

Эта сценка двух поющих артистов нарисована Фелипе Гуаман Пома де Айяла, уроженцем Перу, представителем знатного рода перуанских инков. Гуаман Пома создал много иллюстраций для рукописей Муруа, а также написал и проиллюстрировал собственную летопись - "Первая новая хроника и доброе правление". Его рисунки содержат повествования о комплексе важных событий перуанской истории: исторические события, религиозные церемонии. Данная иллюстрация - пример замечательных художественных способностей человека, который не был художником и воспитывался испанскими миссионерами в духе христианских добродетелей. В работе "Два поющих артиста Контисуё", в частности, прослеживается скорее природное дарование, проявившееся здесь в умелом манипулировании свободным пространством картинной плоскости, в выразительности лиц, в подробном изложении деталей одежд.

Перуанские женщины

Перуанская женщина

На этом рисунке, скорее всего, представлена европейская актриса в роли перуанской женщины во время одной из театральных постановок, популярных в то время в Европе. Нежный рисунок показывает яркие цветовые комбинации, характерные для французской империи моды 19-го века, но сочетающиеся с нативным индейским орнаментом. Иллюстрация представляет собой пример использования образов индейских женщин для выражения тех или иных экзотических тенденций европейской моды.

Примеры перуанских узлов кипу

Примеры перуанских узлов

Примеры перуанских узлов - иллюстрация из монументального издания, опубликованного лордом Кингсборо (Британия, 1795–1837), одержимым идеей доколумбовых цивилизаций Мексики. Хотя многие выводы Кингсборо были основаны лишь на предположениях, он все же поместил целый ряд американских артефактов в центр внимания ученых.

Множество публикаций лорда Кингсборо вертятся вокруг так называемых мексиканских кодексов - кипу. Кипу считается системой узелкового письма, созданного в начале оккупации испанцами Перу. Считается, что посредством узелкового письма фиксировались числовые и исторические данные, причем каждая деталь узелков от толщины до цвета имеет четко определенное значение. Правда поныне никто не может разгадать систему узелковой письменности инков.

Женщины на фестивальной процессии Сан-Хуан-де-Диос

Женщины на фестивальной процессии Сан-Хуан-де-Диос

В 19-м веке "костюмный" жанр, в котором отмечаются местные обычаи, стиль одежды и сцены повседневной жизни, становится излюбленным предметом в живописи и литературе. В Перу, как и везде в Америке, костюмный жанр являлся частью этнической идентификации, начиная с 16-го века вплоть до середины 19-го. Стандартный визуальный жанр с течением времени определился в формат акварельного рисунка с большой долей пустого пространства бумаги. Подобные рисунки дополнительно трансформировались в жанр своеобразных открыток, сувениров для иностранцев и экспонатов для коллекционеров.

На основе "сувенирных" рисунков британский врач Арчибальд Смит, живший в Лиме примерно в 1830-1860 годах, составил книгу о перуанском костюме. Аннотация к рисунку "Женщины на фестивальной процессии Сан-Хуан-де-Диос" в книге звучит так: "Индейское шествие в Чориллос, иллюстрация своеобразных индейских фестивалей. Среди украшений по-прежнему встречается смесь фигур, символизирующих Солнце, Луну и звезды, что, несомненно, является памятью о религии предков".

Манко Капак, Первый Правитель Инков

Манко Капак, Первый Правитель Инков

Этот лист один из 12-ти в серии портретов правителей инков, а также одним из последних примеров традиции визуального составления родословной. Подобно первой иллюстрации на этой странице из рукописи Муруа, здесь также делается упор на детальное изображение традиционных костюмов инков, слегка интерпретированных в колониальном стиле.

После обретения государством Перу независимости изображения подобного рода были широко распространены в новой Республиканской эпохе возрождения нации. В первую очередь они являлись доказательством благородного происхождения знатных инкских родов.

Иллюстрации в тексте:

  • 1. "Синчи Рока". Неизвестный художник, Испания, 1616. Иллюстрация к рукописи из Мартин-де-Муруа. Перо и тушь по бумаге. 28.9 х 20 см.
  • 2. "Два поющих артиста Контисуё". Фелипе Гуаман Пома де Айала, Перу, 1590. Иллюстрация к рукописи из Мартин-де-Муруа к генеалогии де-Лос-Рейес-Ингас-дель-Перу. Перо и тушь по бумаге. 30 х 20 см. Коллекция Шона Гальвина, Ирландия.
  • 3. Перуанские женщины (La Peruvienne). Неизвестный художник, Перу, ок. 1820. Ручная цветная гравюра из Amerique Meridionale (Париж, ок. 1820). 22,9 х 14.6 см. Научная Библиотека, Научно-Исследовательский Институт Гетти.
  • 4. Примеры оригинальных перуанских узлов. Агостино Аглио, Италия, 1831–1848. Литография с ручной раскраской. От Эдварда, лорда Кингсборо. Из "Факсимиле древних мексиканских картин и иероглифов", Лондон, 1831-1848. 21.2 х 19,8 см. Научная Библиотека, Научно-Исследовательский Институт Гетти.
  • 5. Женщины на фестивальной процессии Сан-Хуан-де-Диос. Франсиско (Панчо) Фьерро, Перу, ок. 1853. Акварель. Арчибальд Смит, "Костюмы Лима" (альбом иллюстраций ок. 1853). 36.5 х 28,2 см. Научная Библиотека, Научно-Исследовательский Институт Гетти.
  • 6. Манко Капак, Первый Правитель Инков. Неизвестные художник, Перу, ок. 1825-1840. Масляные краски на бумаге. 23.1 х 16.8 см. Научная Библиотека, Научно-Исследовательский Институт Гетти.
Тэг: Рисунок
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...