Даосское искусство
Даосизм как теоретическая система, имеющая мощное метафизическое основание, считается "коренным" для светской философии Китая. Даосизм возник около 500 года до н.э. практически одновременно с проникновением в Китай фундаментальных духовных идей с Запада, то есть Индии. Основы даосизма формулируют всего два классических трактата, которые приписываются Лао-Цзы и Чжуан-цзы - легендарным "отцам-основателям", чьи биографии неопределенны, похожи на легенды. Трактат Лао-Цзы "О Пути и Возможностях" (Дао-де-цзин) понимается как набор инструкций для добродетельного поведения и самосовершенствования. Трактат подчеркивает концепцию невмешательства в естественный порядок вещей. Понятие "Дао", которое обычно переводится как "Путь", может пониматься именно как путь для достижения просветления, а в конечном итоге для обретения долголетия и даже бессмертия. Но Дао, как нечто невыразимое, бесформенное, мыслится в образе бесконечной пустоты, бездонного хаоса, прародителя двойственности Инь-Янь, чье динамическое равновесие привносит гармонию в космический порядок.
Бронзовая фигурка Лао-Цзы (слева), Даосский Бессмертный (справа).
С течением времени даосизм превратился в форму организованной религии благодаря сильному влиянию буддизма, обилию переводимых канонических пали-индийских текстов, непрерывно растущему пантеону божеств и значительному числу философско-религиозных школ, часто политически активных. Вместе с буддизмом, даосизм и сегодня является одной из двух основных религий Китая, хотя практикующими даосами за религию не признается. Популярность философских и культовых средств даосизма продолжают служить практическим руководством к достижению гармоничного существования, крепкого здоровья.
К 12-му веку даосизм, конфунцианство и буддизм - "Три Учения" или "Три Жемчужины" - рассматривались как взаимно дополняющие, хотя порой и соперничали за влияние при дворе. Действительно, начиная с 12-го века, доктрины этих учений начинают пересекаться в области архитектуры и искусства, отражая широкий период времени и различные регионы. Профессиональные художники, а также ведущие даосские мастера, адепты, ученики, и даже императоры, упражнялись в каллиграфии, рисовали, шили, лепили, создавали удивительно эклектичный образ художественных работ, начиная от обращения к возвышенным сферам бытия и заканчивая визуализацией в скульптуре представителей пантеона божеств.
На этой странице мы представляем несколько аспектов даосского искусства, но главным образом ее изобразительную сторону, относящуюся к периоду 13-14 веков. Главными темами, которые мы вкратце рассмотрим, являются изображения патриархов, драконов, божественного Пантеона и Восьми Бессмертных. Все представленные произведения искусства созданы представителями образованной элиты, которые не в состоянии были найти работу в качестве государственных служащих при монгольской династии Юань (1271–1368), однако нашли себе место в альтернативной иерархии даосской ecclesia. Часть произведений имеет четко бегослужебную функцию, часть неоднозначна и отражает глубокое усвоение даосских концепций народной китайской культурой.
Довольные рыбки по мотивам Чжуан-цзы (слева), Благодетельный дождь (справа).
Драконья сосна Ву Байли (слева), Облачные Горы Фань Коньюи (справа).
Даосское Божество Небесный Маршал Чжао (слева), Женьву, Властелин Северного дворца (справа).
Мудрец Лао-Цзы часто изображается верхом на быке или едущим на повозке, запряженной быком. Легенда гласит, что на границе с Индией Лао-Цзы остановили императорские солдаты и под страхом смерти заставили записать на бумаге все свои мысли. Так появился Трактат о Пути и Возможности, и первая иллюстрация представляет бронзовую скульптуру, где изображается учитель в полном одеянии, с характерным сферическим хохолком на голове и длинной узкой бородой.
Мудрец Лао-Цзы часто изображается верхом на быке или едущим на повозке, запряженной быком. Легенда гласит, что на границе с Индией Лао-Цзы остановили императорские солдаты и под страхом смерти заставили записать на бумаге все свои мысли. Так появился Трактат о Пути и Возможности, и первая иллюстрация представляет бронзовую скульптуру, где изображается учитель в полном одеянии, с характерным сферическим хохолком на голове и длинной узкой бородой.
Изображения Лао-Цзы наиболее распространены, в то время как портреты других патриархов практически игнорируются и встречаются редко. О Чжуан-цзы упоминается чаще образно и косвенно, например как на картине Чжоу Донцин "Довольные рыбки", где художник визуализирует знаменитый пассаж философа об ощущении радости, полученной от созерцания радости живых существ.
Звездные Божества Северной и Центральной Медведицы (слева), Маршал Ван (справа).
Весенний Рассвет над Террасой Рая (слева), Керамический сосуд с даосским Бессмертным Чжунли цюань (справа).
Прямоугольный поднос с изображением даосских бессмертных (слева), Необработанный нефритовый камень с изображением даосского рая (справа).
Яркий пример метафизики в даосском искусстве - "Драконья сосна" Ву Байли. Здесь сосна визуально воплощает даосскую концепцию проявления энергии Ци в виде S-образной кривой ствола дерева. Другой пример - "Облачные Горы" настоятеля одного из даосских монастырей аналогичным образом трансформирует горный хребет в колышушегося дракона, растворяющегося в туманной пустоте. Или "Благодетельный дождь" Чжан Юкай иллюстрируется четырьмя драконами - воплощением космической энергии, способным приносить облака и дождь. Эта картина, скорее всего, предназначена для демонстрации во время ритуала вызывания дождя.
Таким образом, аллегории и символика являются едва ли не главным отличительным признаком, помогающим в точности идентифицировать произведения даосского искусства от всех других. Например, в великолепной фигурке из золоченой латуни, изображающей простого сановника, одежда украшена многочисленными благопожелательными символами, включая Солнце и Луну, а также оленей, драконов. Данные детали явным образом указывают на принадлежность к религиозной иерархии. Кроме того, традицию украшать скульптуры желтой, зеленой, черной и белой глазурью, типичную для династии Мин, иллюстрирует скульптурный портрет Небесного Маршала Чжао.
Членов даосского Пантеона, который больше напоминает сложную бюрократическую систему, представляют две фотографии картин династии Мин. Оба изображения - широкомасштабная храмовая роспись, наполненная множеством символики, используемой в религиозных ритуалах, подобных буддийским.
Среди многочисленных божеств даосского Пантеона наиболее ярко выделяется группа Восьми Бессмертных - легендарные фигуры, ставшие популярными в 12 веке. Один из Восьми Бессмертных показан в обрамлении облаков в росписи глазурированного фарфора.
Царь северного дворца, Женьву, одно из самых известных даосских божеств и может иногда представляться в образе змеи, свернувшейся вокруг черепахи, как, например, на подставке скульптуры, изображающей это божество.
Обретение местного Божества (слева), Небесный Грот Гонтянь (справа).
Одеяние даосского сановника 17-18 в.
Кроме изображений различных божеств, наиболее популярная тема даосского искусства - пейзаж. Ландшафтные виды находят отражение не только в искусстве живописи и графики, но также и в других разновидностях творчества, например, в скульптурных барельефах, подобных изображенному на куске нефрита. Часто пейзаж намекает на даосский рай.