Даосское искусство

Автор: 05 сентября 2013 в 14:07 в рубрике

Даосизм как теоретическая система, имеющая мощное метафизическое основание, считается "коренным" для светской философии Китая. Даосизм возник около 500 года до н.э. практически одновременно с проникновением в Китай фундаментальных духовных идей с Запада, то есть Индии. Основы даосизма формулируют всего два классических трактата, которые приписываются Лао-Цзы и Чжуан-цзы - легендарным "отцам-основателям", чьи биографии неопределенны, похожи на легенды. Трактат Лао-Цзы "О Пути и Возможностях" (Дао-де-цзин) понимается как набор инструкций для добродетельного поведения и самосовершенствования. Трактат подчеркивает концепцию невмешательства в естественный порядок вещей. Понятие "Дао", которое обычно переводится как "Путь", может пониматься именно как путь для достижения просветления, а в конечном итоге для обретения долголетия и даже бессмертия. Но Дао, как нечто невыразимое, бесформенное, мыслится в образе бесконечной пустоты, бездонного хаоса, прародителя двойственности Инь-Янь, чье динамическое равновесие привносит гармонию в космический порядок.

Скульптурный портрет Лао-цзы Даосский Бессмертный

Бронзовая фигурка Лао-Цзы (слева), Даосский Бессмертный (справа).

С течением времени даосизм превратился в форму организованной религии благодаря сильному влиянию буддизма, обилию переводимых канонических пали-индийских текстов, непрерывно растущему пантеону божеств и значительному числу философско-религиозных школ, часто политически активных. Вместе с буддизмом, даосизм и сегодня является одной из двух основных религий Китая, хотя практикующими даосами за религию не признается. Популярность философских и культовых средств даосизма продолжают служить практическим руководством к достижению гармоничного существования, крепкого здоровья.

К 12-му веку даосизм, конфунцианство и буддизм - "Три Учения" или "Три Жемчужины" - рассматривались как взаимно дополняющие, хотя порой и соперничали за влияние при дворе. Действительно, начиная с 12-го века, доктрины этих учений начинают пересекаться в области архитектуры и искусства, отражая широкий период времени и различные регионы. Профессиональные художники, а также ведущие даосские мастера, адепты, ученики, и даже императоры, упражнялись в каллиграфии, рисовали, шили, лепили, создавали удивительно эклектичный образ художественных работ, начиная от обращения к возвышенным сферам бытия и заканчивая визуализацией в скульптуре представителей пантеона божеств.

На этой странице мы представляем несколько аспектов даосского искусства, но главным образом ее изобразительную сторону, относящуюся к периоду 13-14 веков. Главными темами, которые мы вкратце рассмотрим, являются изображения патриархов, драконов, божественного Пантеона и Восьми Бессмертных. Все представленные произведения искусства созданы представителями образованной элиты, которые не в состоянии были найти работу в качестве государственных служащих при монгольской династии Юань (1271–1368), однако нашли себе место в альтернативной иерархии даосской ecclesia. Часть произведений имеет четко бегослужебную функцию, часть неоднозначна и отражает глубокое усвоение даосских концепций народной китайской культурой.

Довольные рыбки Благодетельный дождь: картина свиток Чжан Юкай

Довольные рыбки по мотивам Чжуан-цзы (слева), Благодетельный дождь (справа).

Драконья сосна Облачные Горы

Драконья сосна Ву Байли (слева), Облачные Горы Фань Коньюи (справа).

Даосское Божество Небесный Маршал Чжао Женьву, Властелин Северного дворца

Даосское Божество Небесный Маршал Чжао (слева), Женьву, Властелин Северного дворца (справа).

Мудрец Лао-Цзы часто изображается верхом на быке или едущим на повозке, запряженной быком. Легенда гласит, что на границе с Индией Лао-Цзы остановили императорские солдаты и под страхом смерти заставили записать на бумаге все свои мысли. Так появился Трактат о Пути и Возможности, и первая иллюстрация представляет бронзовую скульптуру, где изображается учитель в полном одеянии, с характерным сферическим хохолком на голове и длинной узкой бородой.

Мудрец Лао-Цзы часто изображается верхом на быке или едущим на повозке, запряженной быком. Легенда гласит, что на границе с Индией Лао-Цзы остановили императорские солдаты и под страхом смерти заставили записать на бумаге все свои мысли. Так появился Трактат о Пути и Возможности, и первая иллюстрация представляет бронзовую скульптуру, где изображается учитель в полном одеянии, с характерным сферическим хохолком на голове и длинной узкой бородой.

Изображения Лао-Цзы наиболее распространены, в то время как портреты других патриархов практически игнорируются и встречаются редко. О Чжуан-цзы упоминается чаще образно и косвенно, например как на картине Чжоу Донцин "Довольные рыбки", где художник визуализирует знаменитый пассаж философа об ощущении радости, полученной от созерцания радости живых существ.

Звездные Божества Северной и Центральной Медведицы Маршал Ван

Звездные Божества Северной и Центральной Медведицы (слева), Маршал Ван (справа).

Весенний Рассвет над Террасой Рая Керамический сосуд с даосским Бессмертным Чжунли цюань

Весенний Рассвет над Террасой Рая (слева), Керамический сосуд с даосским Бессмертным Чжунли цюань (справа).

Прямоугольный поднос с изображением даосских бессмертных Необработанный нефритовый камень с изображением даосского рая

Прямоугольный поднос с изображением даосских бессмертных (слева), Необработанный нефритовый камень с изображением даосского рая (справа).

Яркий пример метафизики в даосском искусстве - "Драконья сосна" Ву Байли. Здесь сосна визуально воплощает даосскую концепцию проявления энергии Ци в виде S-образной кривой ствола дерева. Другой пример - "Облачные Горы" настоятеля одного из даосских монастырей аналогичным образом трансформирует горный хребет в колышушегося дракона, растворяющегося в туманной пустоте. Или "Благодетельный дождь" Чжан Юкай иллюстрируется четырьмя драконами - воплощением космической энергии, способным приносить облака и дождь. Эта картина, скорее всего, предназначена для демонстрации во время ритуала вызывания дождя.

Таким образом, аллегории и символика являются едва ли не главным отличительным признаком, помогающим в точности идентифицировать произведения даосского искусства от всех других. Например, в великолепной фигурке из золоченой латуни, изображающей простого сановника, одежда украшена многочисленными благопожелательными символами, включая Солнце и Луну, а также оленей, драконов. Данные детали явным образом указывают на принадлежность к религиозной иерархии. Кроме того, традицию украшать скульптуры желтой, зеленой, черной и белой глазурью, типичную для династии Мин, иллюстрирует скульптурный портрет Небесного Маршала Чжао.

Членов даосского Пантеона, который больше напоминает сложную бюрократическую систему, представляют две фотографии картин династии Мин. Оба изображения - широкомасштабная храмовая роспись, наполненная множеством символики, используемой в религиозных ритуалах, подобных буддийским.

Среди многочисленных божеств даосского Пантеона наиболее ярко выделяется группа Восьми Бессмертных - легендарные фигуры, ставшие популярными в 12 веке. Один из Восьми Бессмертных показан в обрамлении облаков в росписи глазурированного фарфора.

Царь северного дворца, Женьву, одно из самых известных даосских божеств и может иногда представляться в образе змеи, свернувшейся вокруг черепахи, как, например, на подставке скульптуры, изображающей это божество.

Обретение местного Божества Небесный Грот Гонтянь

Обретение местного Божества (слева), Небесный Грот Гонтянь (справа).

Одеяние даосского сановника

Одеяние даосского сановника 17-18 в.

Кроме изображений различных божеств, наиболее популярная тема даосского искусства - пейзаж. Ландшафтные виды находят отражение не только в искусстве живописи и графики, но также и в других разновидностях творчества, например, в скульптурных барельефах, подобных изображенному на куске нефрита. Часто пейзаж намекает на даосский рай.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...