Исламское искусство Юго-Восточной Азии
Творческий гений Юго-Восточной Азии нашел свое выражение в произведениях удивительной красоты и сложности, в произведениях из металла, рукописных книгах, миниатюрах, тектиле и резьбе по дереву. Великолепные произведения искусства иллюстрируют преобразование коренных мотивов и методов в динамически новых художественных формах выражения духовных послании пророка Мухаммеда. Тщательно отобранные произведения искусства демонстрируют, как идеи и образы из стран Ближнего Востока, Центральной Азии и великих Моголов в Индии взаимодействовали на протяжении веков с местными верованиями и древними традициями.
Новая религия попала в Австралию с первым приездом мусульманских торговцев из арабского мира почти 800 лет назад. В результате произошел инновационный взаимообмен между культурными традициями, воплотившийся потом в роскошные изделия из золота, фамильные драгоценности и регалии султаната. Участие народов морских культур, простиравшихся от Ближнего Востока до юга Китая, значительно расширил ассортимент декоративных стилей и форм.
Танцевальная маска Куда Наравангса. Танцевальная маска в виде птицы Джатаю.
Танцевальная маска в виде людоеда Бхута Цакил. Голова носорога.
Фарфоровая ваза с серебряной горловиной. Китайский фарфоровый чайник Кэнди.
Китайский фарфоровый кувшин Кэнди. Фарфоровый сосуд в виде полумесяца.
Тайландский керамический чайник в стиле кэнди. Плевательница.
Сегодня Юго-Восточная Азия составляет около четверти всего исламского населения планеты. В Индонезии, Малайзии и Брунее большинство населения мусульмане. В Сингапуре, на Филиппинах, в Тайланде, Камбодже, Бирме и в Восточном Тиморе существуют мусульманские меньшинства со своей собственной арт- и культурной идентичностью.
В числе первых, кто принимал ислам в Юго-Восточной Азии, были правители и представители аристократической элиты. Царское покровительство гарантировало, что самые "щедрые" произведения искусства будут изготовлены в придворных кругах. Впечатляющие по своей красоте и сложности исполнения регалии и костюмы, которые носили придворные, подчеркивали султанскую власть и содействовало чувству верности правителю среди последователей. Кроме того, считалось, что срок действия королевского мандата на власть целиком и полностью зависело от обладания родовыми реликвиями, известными как пусака, в виде церемониального оружия, текстиля и других предметов.
Золото с его богатой символикой и высоким мирским значением было наиболее предпочтительным материалом для королевских регалий. Блеск золота сравнивался с блеском солнца, сродни свету Божьего благословления. Золотые предметы стали символами престижа и богатства по всей Юго-Восточной Азии.
Золотая пряжка ремня, 18-19 век. Золотая корона, 18 век.
Золотой кинжал, 18-19 век. Золотой щит, 19 век.
Многие из самых роскошных текстильных изделий, производимых в Юго-Восточной Азии, были тесно связаны с исламской культурой в регионе. Одежда и парадные портьеры создавались в разных техниках, в том числе парча, гобелен, ткачество, батик, тиснение и вышивание по шелку золотой нитью. Наиболее элегантными считается сонгкет-парча, тесно связанная с Малайским султанатом. Вообще ярко окрашенные индийский шелк и хлопчато-бумажные ткани были особенно популярны, а их дизайн вдохновлял местные текстильные узоры и орнаментальные мотивы.
Деталь торжественной ткани с индийским орнаментом. Деталь торжественного гобелена.
Турецкий жилет 20 века. Танцор Бедойо.
Каллиграфия - это благороднейшее из искусств исламского мира и, как Слово Божие, записанное в Коране может быть написано только благочестивым верующим, каллиграф является квинтэссенцией мусульманского художника. Украшение священных текстов, особенно Корана, должно наделять верующего глубокой верой и почтением. Правители и религиозные институты спонсировали производство манускриптов в местных орнаментальных стилях, а иногда и на местных языках.
Страница из Корана. Серат Таджус Салатин.
Страница рукописного манускрипта Серат Амбия. Страница рукописного манускрипта Серат Менак Сареас.
Королевский штандарт, Западная Ява, Индонезия. Ритуальное опахало Риау-Лингга.