Древнерусское деревянное зодчество

Автор: 23 июня 2012 в 12:12 в рубрике
Страница 3 из 3. Список глав

Однако бывали периоды жизни Российского государства, когда оно заметно стушевывалось под пластом привнесенных извне идей и форм. И уже от обратного - сочетались ли новые идеи и формы с особенностями мировосприятия русского человека, давали ли они новые всходы на древней земле, - можно судить об их эстетической или духовной ценности. Примеров много. Что же касается сферы архитектуры, то самым простым может быть такой: зародившиеся на Западе барокко и классицизм получили в России свою самобытную трактовку, а вместе с нею и эпитеты "русское барокко" и "русский классицизм", отражающие все ту же генетическую суть их архитектурных образов, их русскую идею, легко читаемую в композиционно-пространственном построении отдельных зданий, так и их ансамблей.

Древнерусское деревянное зодчество - Свято-Андреевский скит
Соловки. Свято-Андреевский скит.

В области церковного строительства России внешние влияния меньше всего коснулись деревянных сооружений. Приемы их архитектурно-художественного и конструктивного построения сложились и утвердились еще в Древней Руси. А дошли они до нас благодаря, главным образом, приверженности старообрядцев русской старине.

Древнерусское деревянное зодчество - Сретено-Михайловская церковь
Сретено-Михайловская церковь. Красная Ляга. Каргопольский район Архангельской области.

В середине 19 века царским правительством и Синодом окончательно подавляется движение старообрядчества. Начинается многоплановое системное уничтожение старообрядческой архитектуры, к которой причисляются все древние деревянные церкви, воплощавшие в себе самобытные традиции народной культуры. Часто под предлогом ветхости уничтожалось огромное число старых часовен, церквей, монастырских ансамблей. Десятки и сотни скитов были разрушены до основания. А рядом со старыми деревянными церквами во второй половине 19 века повсеместно стали строить по типовым проектам новые каменные церкви. Притом все выдающиеся памятники древнерусского деревянного зодчества были коренным образом перестроены. Древние реликвии стали именоваться сделанными "в подлом вкусе", "топорной работы" и т.п., а их искажения - "благолепными обновлениями языческих и старообрядческих храмов". Подлинно народная архитектура, насыщенная искренностью и глубиной мысли, превращалась в безликий разностильный конгломерат с элементами ампира, классицизма, барокко, ново-византизма и даже готики.

Древнерусское деревянное зодчество - Богоявленская церковь
Богоявленская церковь в Лядинах Архангельской области.

Внешняя и внутренняя тесовая обшивка "под камень" закрывает бревенчатые срубы почти всех без исключения древних деревянных церквей. Строгие косящатые окна заменяются "итальянскими" полуциркульными, а массивные двери, вытесанные их широких плах, - легкими двустворчатыми дверьми с филенками и остеклением. Существующие кровли уступают место либо железным, либо тесовым на гвоздях. Лемеховое покрытие глав и бочек заменяется железным. Повалы превращаются в карнизы с модульонами и триглифами. Крыльца и галереи с их резными столбами обшиваются тесом, образуя некое подобие крупногабаритных дощатых ящиков. В качестве украшений к обшитым фасадам церквей приставляются портики, пилястры, арки. Четкий лаконизм внутреннего пространства с его сдержанным декором, со строгим величием тябловых иконостасов трактуется как "простой", "темный", "серый". Пестрая яркость красок и дешевый блеск позолоты становится неотъемлимой частью "обновленных" интерьеров. Понятие красивого подменяется понятием дорогого материала.

Надо только удивляться, как при таких условиях русское деревянное зодчество не погибло окончательно, как до нас дошли хоть какие-нибудь его образцы. История и церковь сделала все, чтобы погубить народное творчество.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...