Буддийская традиционная тханка. Технология.

Автор: 11 августа 2012 в 18:20 в рубрике
Страница 1 из 3. Список глав

Введение. Подготовка материалов.

Тханка на тибетском языке означает то, что лежит на плоской поверхности. Это традиционная форма живописи начиная с 7 века, когда она возникла в Индии, и как искусство включает в себя влияния соседней индийской традиции иконописи и художественные традиции других буддийских стран (Непал). Она также зависит от местной тибетской религии Бон, к которой почти полностью привязана. Сюжетами для тханка всегда являются буддийские истории о божествах, Буддах и боддхисаттвах. Как живопись она имеет множество различный стилей и переживала многие периоды своего развития. Традиционно это не светская картина, созданная для галереи или музея, но в первую очередь религиозный инструмент, используемый в основном в монастырях. Художник по тханка - это обычно монах, живущий в монастыре, но также это может быть и простой мирянин. Учиться этому виду искусства приходится обычно до смерти мастера. После смерти мастера его ученик сам становится мастером и может брать своих учеников.

Буддийская традиционная тханка, как правило, представляет собой свиток из длинного прямоугольного куска сатина. Форма свитка выбрана не случайно, потому что это произведение обязано было быть портативным и легко перевозиться из монастыря в монастырь.

Так выглядит полностью готовая тханка

Буддийская традиционная тханка - это каноническое искусство, что особенно касается форм, пропорций и цвета. Сюжет на картине читается по часовой стрелке, начиная с верхнего левого угла и заканчивая центром, где обычно помещается главная фигура. Как правило раскрываемый сюжет понятен и легко читаем для тех, кто знаком с предметом тибетской и буддийской иконографии. Кроме того картины имеют свою роль в обучении, когда простой малограмотный человек может чему-то научиться, просто посмотрев на сюжет.

Процесс создания тханка технологически чрезвычайно сложен и состоит из четкой последовательности шагов. Для начала художник должен быть как минимум экспертом в этой области: знать классические пропорции изображения фигур согласно буддийской иконописной традиции, знать на зубок всех Будд, боддхисаттв и многочисленных божеств по именам, а также то, что их отличает друг от друга, иначе легко допустить ошибки и неточности. Кстати, для справки: в тибетском буддизме существует тысячи божеств.

В "старом" Тибете тханка была плодом взаимодействия трех обязательных составляющих: ламы монастыря, религиозной практики и самого художника. Произведение искусства никогда не создавалось "просто так", но всегда выполнялось по монастырскому заказу. На протяжении всего процесса живописи художник консультируется с ламой и совершает различные ритуалы и практики очищения, что является неотемлемой частью технологии. Работа будет считаться законченной, если при ее создании присутствовала сердечная преданность практикующего художника, были выполнены соответствующие медитативные практики и, самое главное, если художник в процессе медитации имел чистые намерения и был свободен от эгоистической мотивации, например такой, как вознаграждение за работу.

Процесс живописи никогда не мотивируется конечной стоимостью готового изделия. Вопрос цены для художника не существует. Существует лишь преданность, предельная концентрация на предмете работы, что делает произведение искусства особенно священным и ценным.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...