Живопись

Автор: 14 мая 2013 в 10:05 в рубрике
"Безусловная истина: все написанное с первого раза является искренним и красивым по форме. Необходимо научиться пользоваться случаем: если к изображаемому предмету возвращаться вновь и вновь, утрачивается первоначальная гармония".

Визуальное искусство на месте не стоит. Что бы ни говорили, визуальное искусство играет большую роль в решении многих актуальных и перспективных проблем современного общества. К числу таких вопросов относятся: синтез новых композиций, идей, методов, технологий, необходимых для решения технических задач будущего; увеличение эффективности рекламной продукции за счет повышения привлекательности объявлений; синтез новых образов для дизайн-проектов; выявление механизмов и закономерностей художественного творчества и творческой деятельности.

Вы спросите, как и каким образом искусство живописи способно повлиять на решение перспективных проблем человеческого общества? Ответ на этот вопрос мы частично дали в материале "Научное значение искусства", но, кроме того, следует вспомнить некоторые факты из истории искусства, а именно период, породивший множество революционных течений в искусстве в целом - конец 19-го начало 20-го века. Именно в этот период появляются "авангардные" тенденции и бурно развивается тиражная графика. Последняя стала основой и положила начало тем визуальным средствам рекламы, которые мы наблюдаем и сейчас на улицах наших городов.

В свое время тиражная графика резко отодвинула живописное искусство в сторону и принизила его ценность. Картины художников стали достоянием широкого круга людей в виде репродукций, напечатанных полиграфическим способом. Благодаря веяниям времени современная живопись стала по существу "уничижительной", осталась вне масштаба прогресса. Совершать открытие, прорыв в области живописи и творчества стало намного труднее из-за наводнившей мир армии самоучек и дилетантов, создающих окружение, жизненную среду человека завтрашнего дня во всех ее проявлениях. Самоучки и дилетанты оказались способными создавать "произведения искусства", не имеющие совершенно никакой художественной ценности, но в сравнении с которыми шедевры мировой живописи воспринимаются как "мазня".

Не все модернистские течения основаны самоучками. Подавляющее большинство их сложилось из стремления известных художников порвать с голым академизмом и выйти за рамки общепринятого. Наиболее яркими в этом плане художниками, которых все без исключения знают, являются Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. У них обоих за плечами превосходная художественная школа и мастерству, с которым выполнены их первые ученические работы, позавидовал бы любой художник современности.

Реалистичная живопись Пикассо. Ранние картины.Живописные полотна Пабло Пикассо периода между 1894 - 1896 года. Никакого намека на кубизм и прочие авангардные тенденции.

Поздние работы Пабло ПикассоТот же Пикассо образца 1973 года

Довоенный академизм породил нищий, бездушный и бессодержательный модернизм. Модернизм, изменивший лишь внешние формы, но сущность которого осталась той же: следовать установившемуся порядку вещей и главное - ну утруждать себя мыслью. Переломная эпоха и жестокие войны в Европе буквально сформировали новое мировоззрение. Живописцы устремились к выходу за рамки любых культурных определений и создать искусство, относящееся к утопической области, но их предшественники - реалистические течения в искусстве Нового времени. Стиль теперь понимается как тоталитарная модель, поэтому в первую очередь атаке подвергается связка стиль-мировозрение (стиль-содержание). Подчеркивается ее условный характер прочтения форм того, или иного стиля, разрыва между формой и содержанием. Акцентируется внимание либо на идеологической коррумпированности понятия стиля, либо на его почти естественном, внекультурном характере. Стиль сам себя воспроизводит, подобно тому, как, скажем, постмодернистское письмо само себя пишет.

Возможно, первый из авангардистов (или нонконформистов) в искусстве живописи был Гонзаго. Итальянец, родом из Турина, ученик Гальмани, прославился своими декорациями в Венеции, откуда и был вызван в Петербург. Среди художников 18-го века он первый постиг тайну театральной живописи и стал писать декорации не как комнатные фрески, тщательно отделанные во всех подробностях, но прямо на полу, на разостланном холсте, и не картинной живописью, а наброском и нередко наливом красок, часто растушеванных ногами. Это "ножное марание" при искусном освещении превращалось в божественные виды, с воздушной далью и красотами лунного и солнечного света.

Декорации Гонзаго, написанные для театра Фениче в Венеции, во время карнавалов выставлялись, как образец возможного совершенства сценической живописи. Декорации всегда возбуждали крики публики: "E vive Gonzago".

Декорация ГонзагоЗамечательный образец "ножного марания" Гонзаго, не имеющий, правда, никаких намеков на авангардизм.

Авангардизм, постмодернизм и прочий -изм можно ругать или хвалить бесконечно. В современной живописи, и это общая тенденция, когда появляется нечто новое, то оно не всеми принимается и признается. Потому что это всегда какие-то новые формы, новая колористика. Но для художника они реальны, а между тем его стараются убедить, что картины - плод его фантазии, воображения. Художник же абсолютно убежден, что изображаемые им цвет, формы и линии - отражение реального мира. Все изображаемое живописец видит в процессе создания картины. Это реальность, а не фантазия.

Если мы начнем вращать многогранную призму живописи, внимательно рассматривая ее грани, то увидим, как переливаются в ней таинственными цветами наше прошлое, настоящее и будущее, как из глубин сверкающих сплетений возникают миры иных измерений, как реальность и сказка образуют целостный узор. Живопись есть живое, постоянно развивающееся и обогащающееся ремесло. Оно развивается и обогащается на основе обобщения старого и нового опыта мастеров.

Хотя редко можно встретить определение, что значит быть художником, но современные западные взгляды навязывают свое понимание: художник должен быть человеком творческим и обязательно новаторски устремленный. В самом деле, слишком часто рамки понятия творчества рассматриваются как первичное определение художника, к которому можно причислить исключительно квалифицированных специалистов. Наше предположение, конечно, глубинной сути проблемы не отражает, но таково восприятие художника широко распространено сегодня. Оно дискриминирует тех, кто работает кустарными методами, чья работа прочно базируется в определенной культурной традиции.

Не следует смешивать умение рисовать красками с живописью. "Старая истина" о том, что живописец - это тот, для которого голубой цвет - цвет не воды, а жидкой голубой краски. Да, как это ни странно, но художник тоже видит мир в цвете. Однако совсем в другом цвете. Если вы скажете "зеленый", то это не будет характеристикой цвета, потому что зеленый цвет может иметь множество оттенков. Сказать "зеленый" - это ничего не сказать. Для художника зеленый цвет может быть окисью хрома или зеленым кадмием. Для полиграфиста это процентное соотношение синей и желтой краски. И в обоих случаях, совершенно понятно, о каком именно зеленом цвете идет речь.

"В природе нет ни чистого зеленого, ни голубого, а естественные цвета предметов - это цвета без названий". Жосеф Делорм. "Сент-Бёву".
Тэг:
Комментарии (1)
Майя 07 июля 2013 в 17:22
Что такое живопись? Это дар быть умным без ума.
Написать комментарий...