Афганская культура. Искусство Гандхара.
Многие знают, что в Афганистане как бы в настоящий момент идет война. Но не многие знают, что Афганистан был некогда, а может и изначально, буддийской страной, а значит мирной, пропитанной любовью и состраданием ко всем живым существам, не обремененной варварскими законами. К сожалению буддийское наследие страны сохранилось лишь в немногочисленных памятниках, которые пока не уничтожены, ведь среди "радикально настроенных" (талибского Министерства добродетелей и пороков) буддийские статуи принято взрывать.
Стиль буддийского изобразительного искусства развивался на северо-западе Пакистана и востоке Афганистана примерно между 1 веком до нашей эры и 7 веком нашей эры. Этот стиль греко-римского происхождения в значительной мере процветал в Кушанской династии.
Области Гандхара издавна были перекрестком культурных влияний. Во время правления индийского императора Ашоки около 3 века до н.э. этот регион стал местом интенсивной буддийской миссионерской деятельности. В 1 веке н.э. правители Кушанской империи поддерживали связи с Римом. В такой интерпретации традиционного восточного искусства с классическим римским, сложились художественные школы Гандхары. Изобразительное искусство этих школ вобрало в себя многие мотивы и приемы Римского искусства, среди которых есть множество заимствований, например, изображения виноградных свитков, тритонов и кентавров. Основы же буддийской иконографии остались традиционными индийскими.
В качестве материалов для скульптур использовались зеленые филлиты и серо-голубой слюдяной сланец. Для барельефов специально подготавливалась штукатурка. Изначально скульптуры и барельефы были окрашены и позолочены.
До сих пор роль Гандхара в эволюции образа Будды является точкой разногласий в ученой среде. Очевидно, что в первом столетии нашей эры в школах Гандхара и Матхура независимо развивались свои характерные изображения Будды. Школа Гандхара использовала антропоморфные традиции римской религии, поэтому Будда изображался больше похожим на Аполлона, одетым в одежды, напоминающие те, которые мастера видели ра римских статуях. Обе школы влияли друг на друга, а общей тенденцией был отход от натуралистического изображения в сторону более идеализированного, абстрактного изображения фигур. Гандхарские мастера сделали существенный вклад в развитие буддийского искусства.
В долине Бамиан есть древние пещеры Кушанской династии. Там в свое время была столица, расположенная в центральной части Афганистана. Этот пещерный город расположен к северо-западу от Кабула на высоте 2590 метров.
К 630 году нашей эры Бамиан был центром торговли и буддийской религии. Бамиан впервые упоминается в 5 веке нашей эры в китайских источниках - отчетах о путешествиях Фа Сянь и Сюань Цзан. Сюань Цзан упоминает, что был поражен двумя величайшими статуями Будды, высота которых была более 50 метров. Статуи с большим изяществом были высечены в скале, обработаны тонким слоем штукатурки и украшены золотом и драгоценными камнями.
В пещерах города можно увидеть некоторые фрески, отдаленно напоминающие подобные в пещерах Синцзян в Китае.
В 7 веке город был захвачен западными тюрками, которые в 8 веке приняли ислам. Потом город переходил в руки то одному захватчику, то другому. В 1221 году Бамиан был разрушен монгольскими захватчиками, а жители города истреблены. С тех пор Бамиан никогда уже не поднимался до былой славы.
В 2001 года талибами было осуществлено планомерное уничтожение всех буддийских статуй. Уцелели очень немногие.