Моды и европейская жизнь периода Первой Мировой войны
Сатира (прелюдия)
Союзники России, особенно французы, возмущенные событиями Первой Мировой войны, остро ненавидели Вильгельма. В Лондоне и в Париже постоянно - устно и печатно, в частных беседах и во время публичных лекций - высказывались мнения о ненормальности кайзера, и мнения эти сопровождались многочисленными доказательствами болезненного состояния его мозга. За безграничное преклонение перед собственной персоной Вильгельма называли вторым Калигулой или Нероном.
Невероятное самомнение кайзера служили темой карикатур, переполнявших специально-сатирические листки и появлявшиеся в более серьезных повременных иллюстрированных изданиях. Удачной была карикатура-пародия на "Войну" Ф. Штука, на ту прекрасную картину, которую публицист господин Аллард, называл "трагической пародией войны". Карикатура изображает худую фигуру кайзера верхом на старой кляче, с головой Франца-Иосифа. Под ногами "лошади", вместо страшных, искривленных трупов (как на картине Штука), - женщины и дети в польских и бельгийских костюмах. На горизонте - пылающие готические соборы.
Другая карикатура показывает огромный трон. На троне исполинский идол - фигура и лицо кайзера. Живой Вильгельм стоит на коленях и, молитвенно сложив руки, поклоняется своему изображению. Подпись "Божество кайзера".
Франц фон Штук. "Война". (Franz von Stuck. "Das Krieg".)
И таких рисунков множество.
Дамские наряды
Впрочем, обыватели не слишком уделяли внимание фронтовой обстановке, а вместо этого устраивали благотворительные "праздники цветов". Как писал один французский журналист, иногда "глаза не знали, чем любоваться - художественно ли сплетенными гирляндами цветов или изяществом и красотой легких, воздушных дамских нарядов".
Модные мастерские неутомимо работали, соперничая между собой в создании любопытных и изящных модных новинок, разнообразных по стилю, материалу, цвету и отделке. На упомянутый праздник появилась однажды одна танцовщица театра Альгамбра (Лондон), красавица-артистка, мадемуазель Делизия. Ее туалет был красив, изящен, грациозен, и ни единой черточкой не приближался к карикатуре, чего, увы, нельзя было сказать о нарядах некоторых особ старого "большого света".
Платье мадемуазель Делизии было из легкой, мягкой тафты нежно-зеленого цвета, который так шел к свежей зелени берез и молодой травы. Юбка короткая, но не до крайности, собранная кругом талии, падала свободными складками, точно колокольчик какого-то диковинного цветка. Никакой отделки, кроме положенной на четверть от подола узкой, мелкой плиссировки, которая была помещена, так сказать, стоймя; то есть внизу была пришита, а свободными складочками смотрела вверх. Благодаря узости этой отделки и мелкости плиссировки, складки отставали от юбки еле-еле заметным образом. На две четверти выше лежал узкий жгут (шнур, зашитый в материал платья); выше него на одну четверть - второй волан плиссе, совершенно идентичный первому. На талии поясок из такой же тафты. Лиф-блузка, вероятно, простой, с длинными рукавами; блузку почти не видно под надетой на плечи берты-фишю из материала платья. Фишю сзади кончался острыми, доходившими до талии, углом, а спереди двумя скрученными концами-лопастями, пристегнутыми к большим пуговицам на упомянутом пояске. Края фишю окаймляла такая же мелкая плиссировка, как и на юбке. Около шеи спереди оставался очень маленький треугольный вырез, затянутый газом. Воротник очень высокий - стоячий, отложной из тонких кружев.
Иллюстрации: оригинальные газетные рисунки периода Первой Мировой войны.
Туалет доканчивала соломенная шляпа фасона "колокольчик", "clochette", - довольно высокий, усеченный сверху, конус, несколько расширяющийся книзу. Соломка и банты, служившие отделкой шляпы, были неяркого мутного цвета раздавленной брусники. Банты, каждый в одну петлю (числом семь), сидели вертикально кругом шляпы, прикрепленные в месте начинавшегося расширения полей. На середине каждого банта было по розочке очень нежных и тонких кружев белого цвета. Башмаки сафьяновые в цвет шляпы.
Для летних спектаклей и балов дамские наряды делались значительно сложнее и прихотливее вышеописанного. Идеи нарядов брались преимущественно со старинных картин или портретов. Вот пример. Перед короткой юбки - веерообразное плиссе-гармоника; сверху - зашитое, ниже свободное (тюль золотистого цвета). С боков (и сзади) три пышных волана; верхний - пышно собранные белые алансонские кружева; второй - такого же тюля, как спереди; третий подобен верхнему. Плечи и драпированные рукава лифа из желтого тюля; плечи и спинка в горизонтальных складках. Нижняя часть лифа - кружевной корселе, на боках спускающийся почти до самой талии, спереди и сзади поднимающийся тупыми уголками.
Вообще, для народных летних дамских нарядов мода намечала драпированные тюники, юбки, подобранные на боках шнурами и лентами так, чтобы образовались широкие боковые буфы; сильно буффирующие сзади панье и свободные полотенца, висящие спереди, напоминая переднички.
Воротнички допускались высокие и откидные. На некоторых модных костюмах-тайлер встречались очень практичные высокие воротнички, которые высоки, впрочем, только пока застегнуты, расстегнутые же, превращаются в отложные и, слегка фалдя, грациозно ложатся около шеи. Удобная вещь, которая может нести двойную службу, то есть быть пригодна и в прохладную и в более теплую погоду?
Шик и экономия
Вместе с пышностью дамских нарядов в Западной Европе периода Первой Мировой войны преувеличенные траты вызвали повсеместно серьезный поход против роскоши. Светские женщины и актрисы разных стран образовали лиги против роскоши и чрезмерных расходов, характеризующих тыловую жизнь. Целая серия лекций на тему неприличия роскоши была прочитана в Лондоне и Париже. Политические деятели, духовные лица, каждый на свой лад, восставали против шика. "Чрезмерные затраты на модные украшательства", когда каждый грош может приблизить день победы. В одном английском журнале было опубликовано любопытное интервью с известной актрисой Джиной Палермо, одной из законодательниц парижской моды, храбро ставшей на сторону разумной экономии и утверждавшей невозможность совмещения экономии с настоящим шиком и элегантностью. Актриса ссылалась на примеры малоимущих женщин, которые, не имея средств одеваться у лучших портных, являются в то же время образцами изящества и шика.
- Посмотрите на парижских мединэт, - говорила Джина Палермо, - на манекенов улицы Мира. Где вы найдете более совершенные образцы истинного шика? Правда, эти туалеты сшиты из дешевых материй и являются тем, что законодатели моды пренебрежительно называют "шиком в четыре су". Однако дешевизна не мешает скромным мединэт быть в своем простеньком туалете более элегантной, нежели какая-нибудь разжиревшая аргентинка, уплатившая Решферну или Ворту тысячи франков за последнюю "creation".
Далее Джина Палермо говорит о том, каким образом большинство светских женщин Парижа и известнейших актрис умеют сочетать разумную экономию с истинным шиком.
- Мы покупаем, - говорит актриса: - два-три стильных туалета у законодателей моды, а преобразование остального гардероба - дело ловкости камеристки и собственного вкуса. Поверьте, большинство наших туалетов не видело храмов моды улицы Мира, а были созданы дома в тихой гардеробной, искусными пальцами парижанки-горничной. Главное, - утверждает Джина Палермо, - это не наряд, а умение носить его.
Страстная компания, поднятая против роскоши, и личный пример законодательниц моды в период Первой Мировой войны заставляло одуматься всех тех, кто создавал вакханалию трат на наряды. Призыв к экономии стремился развить личный вкус барышень, слепо порабощенных модой.