Что такое культура?

Автор: 08 июля 2010 в 06:03 в рубрике

Культурой принято называть совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура - явление общественное. Оно является понятийным выражением совокупности достижений всего человечества в таких областях деятельности, как научно-технический прогресс, образование, воспитание, литература, пластическое и изобразительное искусство.

Под понятием "культура" обычно понимают совокупность огромного разнообразия форм духовной жизни общества, зарождающихся и развивающихся на почве исторически заданного способа производства материальных благ, преемственности. В более узком смысле к культуре относят достигнутый человеческим обществом уровень развития образования, науки, литературы, искусства, философии, нравственности, эстетики. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, инноваций, научных открытий в общественном производстве, культурно-технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения.

Вопрос о культуре, о ее социально-историческом содержании находится в прямой зависимости от духовной деятельности людей, которая в свою очередь зависит от условий материальной жизни общества, от характера общественного и государственного строя. Основой развития культуры отчасти является материальное производство, но только в том случае, если подкрепляется сознанием, духом, деятельностью гениальных личностей и т. п.

Определяя существо культуры как общественного явления, мы исходим из положения, согласно которому способы производства материальных благ детерминируют социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Способы производства материальных благ обусловливают и переход от одного общественного строя с его культурой к другому общественному устройству и порождаемой им культуре. Отсюда следует вывод, что культура есть явление историческое, непрерывно меняющееся, находящееся в движении, правда не всегда развивающееся, но нередко деградирующее. В основе развития материальной культуры общества, а также ее деградации, лежат одни и те же объективные законы - закон развития способов производства, закон развития производительных сил и производственных отношений.

Законы развития культуры, как уже упоминалось, объективны, мало зависят от произвола и воли людей. Зачатки новой культуры, а также многочисленные субкультуры возникает лишь тогда, когда их появлению способствуют объективные условия, но в большей степени способствует определенный баланс между материальной и духовной стороной жизни общества. Вместе с тем всякая новообразованная культура, включая субкультуры, исторически связана с культурным наследием. Преемственность и связь с культурным наследием сохраняются даже тогда, когда они отрицаются. Историческая преемственность в развитии материального производства является основой исторической преемственности в развитии материальной и духовной культуры. Преемственность обойти нельзя не начав развитие "с нуля", с первобытно-общинного строя.

В антагонистическом (классовом) обществе наблюдается засилье культуры господствующего класса, которая выдается за национальную; она развивается на базе классовых противоречий и служит идеологическим орудием воспитания, в том числе патриотического.

С возникновением и развитием наций народная культура приобретает изолированный, национальный характер и развивается изолированно, в национальных формах. Формами национальной культуры являются: национальный язык, психический склад нации, или национальный характер (менталитет), национальные традиции, быт и многое другой. В условиях капиталистического строя наряду с господствующей, навязываемой и насквозь буржуазной по содержанию культурой, каждая нация владеет элементами демократической и социалистической культуры, ибо каждая нация, не принимая во внимание ее правящую прослойку, - это простой народ, условия жизни которого неизбежно порождают идеологии демократическую и социалистическую.

Важнейший элемент национальных форм культуры - язык, устная речь. Язык не является элементом классовым, но, напротив, общенародным. Язык может обслуживать одновременно как буржуазную, так и народную культуру. Кроме того, с изменением общественного строя изменяется и культура, язык же остается в основном неизменным в течение ряда общественных периодов, претерпевая, правда, ряд изменений, связанных с восприятием новых понятий и определений.

Менталитет нации, особенности духовного облика граждан, объединенных в нацию, выражается в своеобразии культуры данной нации. Менталитет является одним из основных признаков нации и формой национальной культуры. Психический склад нации, или национальный характер, отражает общность условий жизни людей, принадлежащих к данной нации. В классовом обществе различие в положении и в условиях жизни людей находит свое отражение в различии их социальной психологии. Особенности национальной культуры находят свое проявление также в быту.

Быт как форма национальной культуры выражает исторически сложившийся у данного народа уклад жизни, характеризующийся особыми, свойственными данному народу социальными и семейно-родственными отношениями, а также унаследованными от прошлого или вновь возникающими обычаями, традициями, обрядами, способами создания условий жизни (жилища, одежда и др.). С развитием и изменением общественного строя происходят изменения в быту, во всем общественном и личном укладе жизни людей.

Классовый антагонизм закономерно ведет к замене "устаревшей" культуры новой. Однако не факт, что замена (или подмена) окажется более передовой и прогрессивной. Историческая практика убедительно доказала, что при свержении старого режима, при приходе к власти простого народа, а также ярых противников "старой" идеологии, прежний культурный слой попросту уничтожается, а ему на смену приходит более простой, вырожденный, деградирующий.

Буржуазная культура, основанная на всяческом восхвалении материальных благ, поощрении потребления и замене национального самосознания граждан бесконечными телевизионными шоу, является реакционной: она задерживает поступательное развитие общества тем, что подменяет духовные ценности их коммерциализацией. Характерными чертами буржуазной культуры являются, прежде всего, отрицание духовных ценностей, отрицание демократических элементов культуры, национальный нигилизм, отказ от национального суверенитета. В случае англо-американской демократии к списку добавляется еще и пропаганда космополитизма, за которым скрывается стремление к мировому господству.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...