Дизайн цвета и света: теория и практика

Автор: 26 мая 2010 в 16:18 в рубрике

При оформлении современных интерьеров возникает задача освещения их с помощью светильников или дневным, естественным светом.

Дизайн цвета и света в интерьере — самостоятельная, достаточно сложная, но интересная задача. Во-первых, продумывается ориентация помещений по сторонам света: север, восток, юг, запад. Наиболее биологически благоприятен сектор восток-юг, но для работы в ряде случаев лучше северные окна: например, для мастерской живописца, колориста, художника-конструктора, модельера, так как нюансировка цвета наилучшим образом удается именно при таких лучах. При сравнении цветов желательна сплошная, но не очень плотная облачность. Белый свет позволяет, скажем, портному отличить даже в черных тканях до 40 оттенков.

Чистый небосвод придает лучам голубой оттенок, нарушая точность сопоставлений. Это важно. Согласитесь: не очень приятно надеть платье, на котором пусть и небольшой кусочек имеет цветовое отличие. При неверном освещении рабочего места такую ошибку совершить просто. В науке есть даже специальные разделы, изучающие совпадение неодинаковых по своей природе цветов при определенных условиях освещения.

Дизайн света современного интерьера

Художник знает, что восприятие картины будет наилучшим в помещении, световые потоки которого аналогичны световым потокам в его мастерской.

Определение размеров светоприемов требует соблюдения конкретных условий. Очень большие витражи хорошо пропускают свет, но на севере такие окна заберут много тепла, a на юге создадут перегрев. Поэтому в архитектуре нормируется так называемый коэффициент естественной освещенности, а работа дизайнера — найти разумное решение всех позиций, в том числе равномерность наполнения помещения светом. В его распоряжении зенитные фонари, двустороннее освещение больших залов или пролетов цехов и другие технические и строительные решения.

Из дизайнерской трактовки степени насыщения пространства лучами источников света складывается понятие «архитектура света». Термин справедлив и для искусственного освещения, даже, пожалуй, в большей мере. Однако прежде с помощью ламп необходимо достичь нормы освещенности, достигнуть правильного тенеобразования.

Футуристический дизайн света

Спроектировать освещение не просто, иногда при этом нужно учесть очень многое: так, высокая освещенность в ряде случаев создается с помощью сплошного светящегося потолка, но возможный перегрев воздуха и арматуры требует включения в проект специальной местной вентиляции. При устройстве прозрачного потолка лампы должны равномерно освещать стекло, чтобы не возникало световых полос. Эти задачи решены при строительстве Кремлевского Дворца съездов, где в зале могут чередоваться мощные потоки света и рабочее освещение. При включении нужных групп ламп не нарушается выразительная орнаментика плафона.

Для светового дизайна интерьера используется большой выбор ламп, и каждая имеет свои достоинства и недостатки. Выбор источников настолько важен, что их применение строго регламентировано.

Богатые возможности у точечных светильников, дающих возможность концентрированным пучком света выделить отдельные фрагменты. Их удается в ряде случаев встроить в старинные люстры незаметно для зрения и получить при этом сильное освещение. Подобный прием широко используется в музейном и экспозиционном деле.

Нужно помнить, что гигиена света — весьма важный компонент. Здесь уместно напомнить о грамотном создании условий для собственного труда. Медиками достоверно доказано влияние освещения на продуктивность работы, качество обучения, на самочувствие и здоровье. Правил не так уж много и соблюдать их не трудно. Нужен, во-первых, достаточный уровень освещенности не только местной, с помощью настольных ламп, но и общей - люстрами, светильниками. Во-вторых, необходимо правильно расположить источник света — слева от себя. Должны быть исключены: прямой свет в глаза от ламп, отсвет от поверхности стола слишком высокие контрасты между светом и тенью, между светлыми и темными поверхностями. Плохо, когда на листе бумаги образуются многократные тени от нескольких светильников. Неприятное, отвлекающее воздействие производят также разноокрашенные тени, которые появляются, если рабочее место с разных сторон освещается спектрально различными источниками света.

Работоспособность повышается, если есть возможность через 3—4 часа работы несколько увеличивать освещенность. К тому же нужно правильно чередовать режим труда и активного отдыха, делать микропаузы, в том числе для глаз: остановить взгляд на предметах, окрашенных в мягкие тона, перевести его на дальний пейзаж за окном, сменить форму деятельности, сделать гимнастические упражнения.

Цветосветовые решения современного интерьера

Источник света, придающий оттенки окружающим предметам, может исказить их цвет до неузнаваемости. Особенно это важно для восприятия человеческого лица. Неудовлетворительными данными обладают пока люминисцентные и экономичные лампы, поэтому их используют в комбинации с другими. Люминесцентные источники могут быть холодного, теплого и тепло-холодного оттенков. В интерьере лучше комбинировать два типа полярных по оттенку ламп, тогда получается более спокойная световая картина. Но для помещений, где требуется тонкая цветопередача (выставки, музеи, пошивочные мастерские, магазины тканей), должны устанавливаться лампы в соответствии со светотехническими рекомендациями.

Поучительны опыты Лондонского светотехнического института. Перед началом занятий в экспериментальной аудитории менялась расстановка ламп, цветовые оттенки источников света. Лектор в процессе занятий мог уменьшать или повышать уровень освещенности. Доказано, что эти способы моделирования подвижной обстановки способствуют успеху обучения, снятию усталости, поддержанию эмоционального настроя. Динамика вместе с художественными качествами света придает среде живописность. В такой обстановке приятно пребывать.

Дизайн цвета и света причина и великолепной гаммы оттенков, и радуги, и красок, ибо цвет не может существовать без лучей солнца или искусственного источника света. Остановимся поэтому подробней на любопытнейшей области архитектурной и дизайнерской деятельности — цвете.

Прежде чем разобраться при оформлении интерьера в использовании цвета, посмотрим основные его характеристики.

Для начала познакомимся с цветовым кругом. Чтобы представить его, нарисуем на бумаге окружность. На вершинах вписанного в нее равнобедренного треугольника отметим основные и наиболее яркие цвета — желтый, красный, синий. Между каждыми двумя основными цветами располагаются дополнительные цвета спектра. Теперь проследим постепенный переход одного цвета в другой:

Цветовой круг

Цветовой круг

  • 1) синий — желто-синий — сине-зеленый — зеленый — желто-зеленый — сине-желтый — желтый;
  • 2) желтый — красно-желтый — желто-оранжевый — оранжевый — красно-оранжевый — желто-красный — красный;
  • 3) красный — сине-красный — красно-фиолетовый — фиолетовый — сине-фиолетовый — красно-синий — синий.

Гармония цветовых отношений предполагает строгую взаимообусловленность цветов, при которой изменение одного из них ведет к нарушению единства. Перечислим несколько наиболее распространенных типов гармоний:

  • монохроматические, выдержанные в одном цветовом тоне при различии по светлоте и насыщенности;
  • гамма, ограниченная пределами малого интервала в цветовом круге;
  • композиция, в которой цвета подчинены одному главному цвету;
  • сочетания ахроматических и хроматических цветов, а также ахроматическая гамма — соотношение серых оттенков, равноотстоящих по светлоте;
  • полярные, построенные на противопоставлении двух главных цветов или двух групп цветов, которые образуют между собой большие интервалы по цветовому тону;
  • трехцветные, построенные на трех цветах, образующих между собой средние и большие интервалы на цветовом круге.

Важно также знать и основные принципы цветовых сочетаний. Чередование одной и той же цветовой гаммы с другими цветами создает определенный ритм.

Следует соотносить яркие цвета с приглушенными, темные — со светлыми, теплые — с холодными. Искусству составлять гармоничные цветовые сочетания нужно учиться. Крайне полезно знакомиться с миром многоцветия природы в разные времена года, различать нюансы, выполнять несложные композиции из листьев, цветов, тканей.

Цветовая гармония всегда интересовала многих ученых, художников, искусствоведов. Однако следует оговориться, что мнения специалистов о цветовой гармонии не всегда совпадают, а иногда даже бывают и противоречивы.

Причины этого ученые находят в усталости людей от привычных цветовых сочетаний (и они рады любым цветовым изменениям!), в смене эмоциональных впечатлений от сочетания цветов (а они могут быть неодинаковы не только у разных людей, могут изменяться у одного и того же человека!), в различии толкования одних и тех же изображений.

Лучшим учителем цветового лада ученые и художники считают природу. Так, для понимания последовательности зеленых оттенков, следует наблюдать за игрой светотени листьев, а красные и оранжевые тона лучше выбирать из цвета заката или осенних листьев.

Природные цвета

При этом всегда нужно помнить: совершенное искусство не рождается от слепого подражания природе. Особенность видения дизайнера, архитектора состоит в том, что он мысленно моделирует, составляет различные композиции, а только потом реализует отобранный вариант гармоничного сочетания.

При организации цвета в интерьере наряду с логикой цветосочетаний надо учитывать и психологическое воздействие его на организм человека. Медициной доказано, что процесс воздействия цветов на организм протекает комплексно, охватывает зрительные и чувственные механизмы. Человек реагирует на тончайшие изменения светоцветной среды. На протяжении суток и в разные времена года происходит перераспределение энергии в спектре солнечных лучей, при этом живая природа гибко приспосабливается к изменению естественных условий.

Свойства биологического воздействия цветных лучей были известны несколько столетий назад и успешно использовались для терапевтического лечения, однако предметом специальных исследований они стали лишь с середины 19 в., когда начали изучаться факты влияния цветового излучения на обмен веществ, зрительную работу и другие функции организма. Так, острота зрения, скорость восприятия и зрительная работоспособность максимальны в желтой зоне спектра и снижаются по направлениям к краям, причем наиболее низкие показатели характерны для синего цвета.

Специфичность отдельных цветов приводит к психологической коррекции температуры, величины, веса и расстояния. Поверхности, окрашенные в светлые цвета, кажутся нам выступающими и теплыми, а темные цвета делают предметы как бы отступающими вглубь.

Широко известны примеры, когда оценка комфорта меняется в зависимости от цветового решения интерьера. Замечено также, что зрительное восприятие тяжести предмета зависит от его окраски: чем она темнее, тем предмет кажется весомее. Поэтому верху композиции лучше придавать светлый тон.

При чередовании с темными тонами светлые создают зрительное ощущение выпуклости, а темный тон при этом воспринимается как фон. Но во всех случаях следует придерживаться мнения, что цветового однообразия, как и пестроты, следует избегать.

Вопрос об использовании цвета в организации производственной среды исследовался многими учеными. При этом исходные принципы поисков были различными.

Так, американский ученый Фабер Биррен считал, что колористика должна способствовать, повышению производительности труда. И одна из его рекомендаций по упорядочению производственной среды сводилась к рациональному использованию цвета и света для улучшения видимости движущихся частей и механизмов.

Другим исходным принципом поисков было изучение влияния цвета на физиологическое восприятие человека: искались пути уменьшения утомления в процессе труда. Рекомендации в этом случае свелись к внедрению однообразной окраски в оформлении. Но дальнейшие исследования показали, что этот шаг был неверным: однообразие приводило к психологическому утомлению.

Значительную поправку внесли своими исследованиями французские ученые Жак Вьено, Бернар Лассюсь, Жак Фийасье. Они предлагали при организации пространства помещений учитывать специфику конкретного объекта.

Вариантов цветовых решений было множество. Так, существовало мнение о целесообразности распределять цвета, связывая их с природой. При буквальном понимании этого принципа потолок должен быть голубым, стены — зелеными, а пол — коричневым. Авторы этой теории, конечно, придали излишне большое значение ассоциациям, но при этом не учли, что представление о цвете не у каждого человека соотносится с природными красками: оно зависит от индивидуального опыта, восприятия. Все перечисленные идеи зарубежных ученых не были экспериментально обоснованы.

Сегодня производственные помещения оформляются с учетом многих параметров. Но впереди еще немало сложных задач. Эстетика и медицина, математика и искусство находят точки соприкосновения, ставят новые вопросы. В городах интенсивнее становится колористика. Намечаются новые тенденции. Это требует поисков решений.

Особый интерес современная наука проявляет к так называемым цветовым предпочтениям. Существует несколько мнений о происхождении этого явления. Имеют значение традиции и культура народа, темперамент, индивидуальный вкус. Проявляется также ответная реакция организма на окружающие условия. Учет полихроматических национальных особенностей поможет избежать однообразия при решении архитектурных объектов и будет способствовать более точному выявлению оптимальной цветовой гаммы.

Полноценное воздействие цвета может быть только в случае динамики окружения. Дизайн цвета и света, художественные качества организуемой среды будут эффективнее, если заранее задуматься о характере интерьера.

Совсем не обязательно, что однажды удачно найденное решение просуществует бесконечно долго. В природе чередуются сезоны, переменчивы краски пейзажа. Человека влекут естественные контрасты. Поэтому поиск вариантов изменения света и цвета приводит к художественному совершенству.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...