Искусство творчества: что и зачем

Автор: 03 декабря 2013 в 12:58 в рубрике

Понятие декоративно-прикладного искусства имеет в своем написании термин "искусство". Оно само по себе, исходя из своего значения, возводит авторские изделия ручной работы к особому рангу творчества, придает иной, если можно так выразиться, возвышенный статус. В мире, построенном на системе статусов и рангов, данное обстоятельство имеет огромное значение, потому что искусство, например, игры в шахматы, составления кроссвордов или математических формул трудно назвать творчеством.

Мы пытаемся кратко описать общее понятие, обнимающее многие отрасли авторского творчества, но всегда декоративного, являющегося прикладным. Прикладным оно называется оттого, что относится к фазе постобработки изделия. Когда, например, есть деревянная заготовка, болванка, то ее можно расписать.

Люди, занимающиеся художественным творчеством, преимущественно декоративно-прикладным искусством, условно разделяются на дилетантов, любителей и профессионалов. Дилетанты раскрашивают, например, матрешки по необходимости, любители - для развлечения, профессионалы - для заработка. Дилетантов и любителей однозначно больше. С распространением Интернета последние грани между любителями и профессионалами окончательно стираются. Однако "самодеятельные художества" среди людей "разбирающихся" несколько не модны. Значительную долю рынка, которую раньше занимали кустари-одиночки, ныне занимают "бренды", подминающие под себя кустарный промысел. Однако изделия ручной работы, созданные дилетантами, с точки зрения, например, профессионального художника по росписи, выглядят неуклюжими. Но зато они непосредственны и вполне красивы. Так происходит оттого, что дилетанты, от безвыходности, создают изделия авторской работы для себя; плохо выглядящие безликие штамповки из модных бутиков им не нужны.

Сравнение декоративного искусства

На иллюстрациях:

  • вверху слева - обыкновенная отливная штамповка в винтажном стиле,
  • вверху справа - кулон из проволоки, сделанный вручную,
  • внизу слева - китайская матрешка в магазине сувениров в Гонкоге,
  • внизу справа - авторские матрешки, расписанные руками отечественных мастеров.

Если отказаться представить общую картину, то есть визуальное искусство в целом, то его существование кажется подобным магии, а отсутствие - похожим на черную магию. Ничего магического здесь, конечно, нет, поскольку искусство - это лишь технология, основанная на солидной, но одновременно ограниченной научно-практической базе. Человеческое восприятие красоты представляет собой запредельно сложное явление, и для его объяснения предстоит еще немало учиться.

Если понять технологии мастерства, научиться создавать художественные произведения и выяснить условия, делающие создание произведения искусства возможным, будет намного проще. Важные составляющие процесса творения состоит в том, чтобы уделять внимание множеству факторов, оказывающих влияние, как на самого автора, так и на используемые им материалы. Краски, грунты, клеи и тому подобное являются химически активными материалами, а значит, они подвержены влиянию среды, о чем необходимо помнить.

Поэтому внимание к деталям, означающее изучение свойств различных материалов, внесение корректив в технологии по мере надобности, представляет собой крайне важную и, как правило, часто игнорируемую часть творческого процесса. Удачные или неудачные произведения искусства зависят от навыков автора. Но если навыки автора неустойчивы и ненадежны, то творческий процесс превращается в попытки раскрашивания беличьей кистью №1 быстро движущегося объекта.

Авторское творчество не существует в пустоте. Практическая польза от созидания возможна лишь в одном случае, когда созидание становится неотъемлемой частью жизни. Однако составители учебников и энциклопедий просто описывают тот или иной предмет творческого процесса, совершенно не вдаваясь в вопрос его интеграции в общую общественно-историческую сущность.

Всякое творчество по природе уникально. Поэтому вместо обычного перечисления материалов, использованных при создании произведения искусства, мы пытаемся дать понять, каким образом следует анализировать свое произведение. Это нужно затем, чтобы понимать, что вы делаете, чтобы наиболее плавно ваш собственный технологический процесс вписывался в ваши представления об искусстве, повышая тем самым эффективность работы.

Тэг: Декоративно-прикладное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...