Средневековые игральные карты: искусство гравюры

Автор: 12 февраля 2017 в 06:40 в рубрике

Если бы художественные миниатюры на игральных картах в средние века рисовались только вручную, представляли собой ручную роспись, до настоящего момента не дожила бы ни одна колода, ведь карты изнашиваются и их, в конце концов, выбрасывают. Благодаря же тому, что производство игральных карт в средние века шло в промышленных масштабах, часть экземпляров мы можем лицезреть в коллекциях музеев, главным образом немецких.

Ксилография

Художественные миниатюры средневековых игральных карт преимущественно представляли собой гравюры на дереве. Метод ксилографии при изготовлении таких художественных миниатюр был наиболее распространен, потому что упрощал процесс производства. Колода, как правило, отпечатывалась с двух печатных форм, соответственно получалось два листа гравюр, которые затем разрезались на отдельные карточки.

Игральные карты методом ксилографии

На иллюстрации в верхнем ряду представлен образец, пожалуй, самых маленьких карт, произведенной германскими граверами (Базель, Верхняя Рейнланд) методом ксилографии в период 1480–1520 гг. Размер каждой миниатюры, примерно, 5.7х4.2 см. Слева направо: Валет желудей, Валет цветов, Восьмерка желудей, Девятка цветов. Ниже на этой же иллюстрации сохранившийся в прекрасном состоянии неразрезанный лист с отпечатанными карточками.

Существовали и многочисленные вариации изготовления художественных миниатюр. Большинство колод при этом были цветными. Наиболее часто встречаются гравюры, законченные за два этапа, т.е. оттиск контурного рисунка с последующей его раскраской. Реже встречаются колоды, где раскрашенный оттиск дорисовывался вручную в мельчайших деталях. Существуют и такие колоды игральных карт, где контурный оттиск закрашивался всего двумя цветами; в этом случае краска наносилась с помощью трафаретов. Прекрасным примером трафаретной печати являются игральные карты Ганса Шойфелина.

Игральные карты Ганса Шойфелина

Ганс Шойфелин работал в мастерской Альбрехта Дюрера с 1503 по 1507 годы, был плодовитым рисовальщиком и произвел более двухсот гравюр, славящихся афористичным содержанием.

Изобразительная концепция этих игральных карт прямолинейна и в целом построена не на социальных слоях, а на человеческих пороках, хотя короли выделяются четко. А вот наряды валетов колеблются от скромных до тряпок. Образы располагаются без определенного порядка.

Очковые карты еще более откровенны. Некоторые просто изображают всякого рода любезности, однако большая часть фигур подчеркивает неотесанность, даже непристойное поведение крестьян. В общем смысле миниатюры показывают слабости и недостатки, через образы передают нравоучительное сообщение. Например, в шестерке бубенчиков старуха рассматривает стеклянный сосуд, подражая шарлатану, делающему анализ мочи на глаз. Иные изображения лишь подчеркивают глупость человеческого поведения: в десятке бубенчиков мужчина играет музыку зайцу, а в восьмерке бубенчиков женщина пытается доить быка.

Художественная миниатюра Ганса Шойфелина

Масть бубенцов Ганса Шойфелина. Художник Ганс Шойфелин, Нюрнберг, Германия, ок. 1535. Гравюра на бумаге с раскраской при помощи трафарета. Размеры 9.5 x 6 см. Принадлежит Германскому Национальному музею, Нюрнберг.

Куртуазные игральные карты из коллекции Фердинанда Второго

Карты принадлежали австрийскому эрцгерцогу Фердинанду Второму, упоминаются в посмертной описи 1596 года. Колода структурирована в соответствии со средневековой иерархией чиновников и функционеров (вассалитет) от высшего ранга до низшего.

Масти определяются по геральдическому признаку и обозначаются гербами королевств на щитах: Германия, Чехия, Венгрия, Франция. Во главе каждой масти король с королевой, затем следуют герцоги и графы, бароны (десятки), маршал-военачальник (девятка) и так далее. Заканчивается масть "дураком" (туз, или единица). Фрейлина обозначается шестеркой во всех четырех мастях. Остальные очковые карты (8, 7, 5, 4, 3, и 2) символизируют часть чиновничьего аппарата по убыванию ранга. Лишь чешская и венгерская четверка изображает трубача. Итого насчитывается 23 уникальных образа подчиненных, которые варьируются от врача к кравчему, от портного к парикмахеру.

Колода игральных карт Фердинанда Второго - уникальный сборник светских гравюр, не имеющих более ранних аналогов по качеству. Контурные линии отличаются тонкостью и текучестью, раскраска фигур выполнена с живописной изысканностью. Большое внимание уделено детализации костюмов, фактурам тканей, декоративные элементы усиливаются серебрением и позолотой.

Светские гравюры Фердинанда Второго

Король Германии, Семерка - богемский камергер, Туз - чешский блаженный (дурак), Четверка - чешский трубадур, Девятка - французский маршал, Шестерка - французская фрейлина.

Верхняя Рейнланд, Германия, ок. 1450 г. Ксилография на картоне с последующим раскрашиванием укрывистой краской, перо и чернила, тиснение золотом и серебром. Размеры 14х10 см. На момент написания статьи находится в кунсткамере Венского Музея истории искусств.

Карты Петера Флётнера

По сравнению со многими из своих современников, Петер Флётнер выпустил достаточно мало гравюр на дереве. Но среди его гравюр есть колода игральных карт, поразительно выделяющаяся на фоне всего постреформаторского искусства Германии.

Карты Петера Флётнера - это ручная роспись, украшенная позолотой. Рубашки содержат нотные запись и тексты песен, при этом каждой масти соответствует своя тональность, а каждому изображенному персонажу присвоен свой уникальный голос. "Хор" желудей "поет" басом, листья - тенором, и т.д.

Не упустил художник и аллегорический смысл в росписи. Так очковые карты масти желудей связаны со свинством, на масти листьев мы видим сцены, подчеркивающие репутацию крестьян как пьяниц. Масть сердец связана с буржуазией и отсутствием целомудрия; масть бубенцов - глупость, тщеславие.

Поразительная ясность и узнаваемость образов росписи является едким напоминанием о том, что карточная игра порождает все виды греха, оправдывая нападки духовенства и гражданских властей. Но в ином смысле сцены, представленные в росписи игральных карт, можно рассматривать как финальные штрихи к образам из рукописей 14 века, к чудовищным, похабным и извращенным шуточным рассказам.

Образы росписи игральных карт

Масть листьев, Петер Флётнер (1485–1546), Тургая, Германия, ок. 1540 г. Издатель: Ханс Кристоф Целль, Нюрнберг. Размеры 10.5 x 5.9 см. Ксилография на бумаге с последующей ручной росписью акварельными красками и позолотой. После росписи прорисовка мелких деталей пером и чернилами.

Резцовая гравюра

Из образцов техники резцовой гравюры наиболее известны три колоды игральных карт трех анонимных художников.

Круглые карты кельнского художника, выполненные в технике резцовой гравюры на бумаге, принадлежат руке мастера, известного только как ПВ.

Колода содержала более четырех мастей и в общей сложности 72 карты. Поскольку гравюры круглые, достаточно мелкие и дотошно прорисованные, это дает повод предположить, что карты предназначались не для игры, а создавались как произведения искусства.

Игральные карты: резцовая гравюра

На иллюстрации в верхней полосе: Валет гвоздик, Шестерка роз, Валет попугаев; художник ПВ из Кельна, Германия, ок. 1500 г., резцовая гравюра на бумаге, 7 см. в диаметре.

На иллюстрации в средней полосе: Король шлемов, Валет мужчин, Шестерка птиц - карты руки рейнского гравера, известного как художник ЕС.

На иллюстрации в нижней полосе: Королева оленей, Королева цветов, Пятерка цветов. Анонимный художник, Германия, предположительно Верхняя Рейнланд, ок. 1435–40. Отпечатаны на бумаге методом резцовой медной гравюры. Размеры: 13.5 х 8.9 см. Владелец: Мемориальный Фонд Стивена Уильямса, Бостон, Музей изобразительных искусств.

Рейнский художник предпочел оставаться анонимом и называл себя не иначе, как Мастер игральных карт. Похоже, это первый художник, создавший гравированные карты - значительно менее дорогостоящие в сравнении с ручной росписью. Это самые известные гравюры на меди.

Анализ гравюр позволил предположить, что так называемый Мастер игральных карт получил традиционное обучение ювелирному искусству. Владение штрихом в живописной манере может свидетельствовать об обучении у другого квалифицированного мастера в художественной мастерской.

Читайте далее: Художественная миниатюра средневековых игральных карт, Средневековые игральные карты ручной росписи.

Тэг: Гравюра
Комментарии (1)
Сергей 17 августа 2021 в 13:02
Здравствуйте! Нельзя ли дольше изображений карт Петера Флётнера и больше информации. Спасибо!
Написать комментарий...