Художественная миниатюра средневековых игральных карт

Автор: 12 февраля 2017 в 06:35 в рубрике

Для нас образцы средневековых игральных карт это, прежде всего, искусство художественной миниатюры. Без них история искусства была бы не полной. Свой обзор мы начнем с итальянского Таро (смотрите ниже), а в последующих двух статьях последовательно расскажем о ручной росписи средневековых игральных карт и их промышленном производстве в Германии методом ксилографии, гравюры на деревянных дощечках.

Игральные карты средневековья 1430–1540

На настоящий момент известны три типа средневековых карт. Это, так называемые, "монастырская" колода, являющаяся одним из наиболее интригующих произведений светского искусства, гравюры (ксилография) немецких художников 15 века, а также северо-итальянские (Таро) того же периода. Совокупности фигур и сцен на всех трех типах карт отражают изменения мировоззрения эпохи бурных социальных, экономических и религиозных преобразований в переходный период от позднего средневековья к эпохе современной Европы.

Игральные карты - отнюдь не очевидная платформа для создания произведений искусства. Сделанные из бумаги, пусть даже плотной или пергамента, карты изнашивались в процессе игры, рвались, терялись; они принципиально недолговечны. Вместе с тем увлечение карточными играми затронуло все социальные и экономические слои начиная с 14 века. Однако с самого момента появления игральных карт, церковными и гражданскими властями они были объявлены "иллюстрированными книгами дьявола" и были осуждаемы как морально развращающие, а игры в карты рассматривались как праздное времяпрепровождение.

Визуальные метаморфозы карточных колод

Письменные источники рассказывают, что первые игральные карты появились не ранее 14 века, в Европе. На всем известные современные образцы они были похожи, но отдаленно, хотя бы потому, что не имели четкой символической концепции или иерархии. Образы для художественных миниатюр заимствовались из социальных структур общества: короли и королевы (не всегда парные); мошенники (лица низкого ранга) сейчас именуемые "валет"; разнообразные чиновники и функционеры от евнухов до маршалов; представители профессий от торговцев рыбой до клириков.

Художественная миниатюра средневековых игральных карт

На иллюстрации Королева оленей (Штутгардская колода, ручная роспись) и Девятка - французский маршал (Австрия, ксилография с раскрашиванием).

Количество мастей средневековых колод игральных карт разнообразно: от 4-х и более. Лишь в конце 15 века немецкие художники четко выделили четыре масти: желуди, листья, сердца и бубенчики.

Очковые карты варьировались от 2 до 10, а количество карт в колоде от 48 до 52, но бывали и до 56. Наиболее ранние известные датируются около 1430-50 гг. и содержат сцены, связанные с охотой.

О самих играх история знает мало. Сохранившиеся тексты проповедей говорят, что игорный карточный бизнес процветал.

Висконти Таро - оттиски краской по золотому фону

Самое раннее упоминание Таро - примерно 1440-1450 гг. - вращается вокруг четырех итальянских провинций: Венеция, Милан, Флоренция, Урбино. Итальянское Таро - обычная колода карт со значениями от 1 до 10, а также валет, рыцарь, королева и король - всего 56 карт. Позже к колоде добавился "дурак" (матто), ныне именуемый джокером, и еще одна "козырная" масть (tarocchi) с дураком в низшей позиции и римским папой в высшей. "Козырная" масть не маркировалась, а иерархия фигур варьировалась в зависимости от региона, где карты были произведены.

Таро - это изначально игральные карты, причем правила игры существенно не поменялись с 15-го столетия. Ассоциация карт Таро с гаданием и оккультизмом развилась только в 19 веке и не имеет ничего общего со средневековыми Таро.

Всего с середины 15-го века сохранилось три колоды итальянских карт. Одна из колод, известная как Висконти Таро, была сделана, вероятно, для Филиппо Мария Висконти, последнего миланского герцога (умер в 1447 г.). Другая колода, известная как Висконти-Сфорца Таро, вероятно, принадлежала Франческо Сфорца. Третья колода, известная как Брамбилла, находится в Пинакотеке Брера (Милан). Все три колоды приписываются мастерской миланского художника Бонифацио Бембо (1442–1482).

На иллюстрациях фотографии оригинальных Таро 15 века.

Оригинальные Таро 15 века

Рыцарь Кубков, Паж Кубков, Валет Кубков, Королева мечей, Рыцарь (женщина) мечей.

Оригинальные Таро 15 века

Король жезлов, Папа Римский, Фигляр, Предатель, Смерть.

Художественные миниатюры представляют собой оттиски матовой краской по золотому фону с последующей ручной дорисовкой. Размеры - 17.3 x 8.7 см.

Искусство и практическая магия

Я всегда крайне скептически относился к гаданиям на картах Таро, никогда не уделял им внимания, а все мое понятие о них строилось на легендах (сказках). До того момента, пока не полез искать информацию об истории художественной миниатюры на игральных картах, я считал обычные карты деградировавшим Таро, а сами Таро - древним изобретением египетских жрецов. Однако имеющийся фактический материал показывает, что игральные карты, включая Таро, появились одновременно, в период с 1430 по 1540, когда на карточные игры наблюдался бум.

Короче говоря, все мистическое и гадательное относительно Таро является на 100% выдумкой из 19 века. Такой вывод можно сделать, изучая историю искусства.

Для создания трех сводных статей о художественной миниатюре средневековых игральных карт использовались материалы Метрополитен-музея, Музея истории искусств в Вене, Германского национального музей в Нюрнберге.

Читайте далее: Средневековые игральные карты ручной росписи, Средневековые игральные карты: искусство гравюры.

Тэг: Художественная роспись
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...