Интернациональная готика

Автор: 30 октября 2012 в 10:10 в рубрике

Интернациональная готика - термин, введенный французским исследователем Л. Куражо, описывающий европейское искусство периода 14-15 веков. Название "интернациональный готический стиль" произошло от общности художественного развития стран Европы того времени. Среди особенностей стиля выделяются высветленный нежный колорит, особая слащавость моделировки почти без теней, техническая тонкость исполнения сродни ювелирной, что придает произведениям искусства характер драгоценности. Особая роль отдается линии, которая уподобляет всю композицию причудливому узору.

Маттео Джованетти. Исайя и Моисей. Интернациональная готика.Маттео Джованетти. Исайя и Моисей. Фреска, деталь. 1346. Авиньон, папский дворец, зал приёмов.

Еще из особенностей стиля выделяется острая достоверность реальности, что особенно заметно в пейзажных фонах, деталях интерьеров и лицах персонажей картин. Однако при всем стремлении к реалистичности окружения отмечается также сильное увлечение стилизацией.

Особая роль в формировании "интернационального стиля" как художественного направления принадлежит Авиньону. Этот город, куда с 1308 по 1377 годы был перенесен папский двор, становится в 14 веке крупным культурным центром, в который стекались интеллектуальные и художественные силы всей средневековой Европы. В 1340 г. туда приезжает Симоне Мартини в сопровождении своего помошника Маттео Джованетти и других итальянских мастеров, среди которых, в частности, такой талантливый художник, как автор "Кодекса Св. Георгия" из Ватикана. И если Авиньон не может считаться местом происхождения "интернациональной готики", то вместе с тем это был город, в котором впервые сложились условия для ее возникновения, сформировалась космополитическая атмосфера, которая потенциально сделала возможным рождение подобного художественного направления.

Симоне Мартини. Посвящение в рыцари, фреска. Интернациональная готика.Симоне Мартини. Посвящение в рыцари, фреска, 1326 г. Сцены из жизни святого Мартина Церковь Сан-Франческо, Ассизи.

В росписях Папского дворца и Чертозы Вильнёв впервые объединились элементы французской и итальянской культуры, давшие первые "интернациональные" плоды в самой Франции в 1365-1375 гг. и затем распространившиеся через многочисленные каналы (миграция художников, "странствия" произведений и т.п.) в различные уголки Европы.

Другим важным очагом, способствовавшим сложению нового стиля, где частично развивалась интернациональная готика, была Прага.

Пробуждение интереса к проблеме "интернациональной готики" хронологически совпало с возникшими в конце 19 века дискуссиями о происхождении и истоках Ренессанса. Поэтому на первых порах истолкование и оценка "интернационального стиля" зависели от того, какую позицию в споре медиевистов и сторонников Ж. Мишле и Я Букгардта занимал данный исследователь.

Одним из первых указал на своеобразие "интернациональности" европейского искусства на рубеже 14-15 вв. Э. Панофский, посвятив истокам этого направления и социальному окружению, его породившему, целую главу в своем труде о нидерландской живописи.

Целый ряд художественных явлений европейского искусства, возникших в хронологических рамках "интернационального стиля", по своему существу и значению превосходят это направление и во многих аспектах от него отрываются. Так, в статуях Клауса Слютера, миниатюрах братьев Лимбург, в миниатюрах Губерта и Яна ван Эйков, в скульптурных портретах Петера Парлерджа процесс распада старого строя форм и перехода в новое качество намечается с особой очевидностью.

Петер Парлердж с помощниками. Королева Анна. Интернациональная готика.Петер Парлердж с помощниками. «Королева Анна». Портретная голова на трифории собора св. Вита в Праге. 1374.

Ян ван Эйк. Императрица Елена наблюдает за раскопками. Интернациональная готика.Ян ван Эйк. Императрица Елена наблюдает за раскопками. Миниатюра из «Прекраснейшего Часослова Нотр-Дам».

К началу 15 века особого расцвета достигает Ломбардия, где уже была подготовлена почва для того чтобы "интернациональная готика" окончательно победила, причем некоторые отдельные явления его прослеживаются в искусстве Ломбардии задолго до конца 14 века. Миланский собор был тем местом где в действительности произошла встреча большого числа художников из разных стран и разных национальностей. Для строительства Миланского собора стали съезжаться представители различных художественных школ, и здесь впервые в целом европейское искусство "объединилось".

Ведущим художником Ломбардии был в то время Джованнино де Грасси и вся его деятельность главным образом связана с Миланом. Это был гениальный миниатюрист, скульптор, рисовальщик и живописец. Однако, несмотря на то, что он был назначен главой строительства собора, единственной подписной работой, по которой можно идентифицировать руку мастера, является сборник рисунков, который был назван просто и ясно - "Кодекс рисунков Джованнино де Грасси".

Джованнино де Грасси. Собаки и кабан. Интернациональная готика.Джованнино де Грасси. Собаки и кабан. Рисунок. Около. 1380-1390. Бергамо, городская библиотека.

Кодекс состоит из листов неодинакового размера и различных по художественному качеству рисунков. Очевидно, туда же были включены работы мастерской Джованнино. Свой настоящий вид альбом приобрел в 1542 году, когда рисунки были собраны вместе и пронумерованы их владельцем.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...