Тосюсай Сяраку. Портреты актеров театра.

Автор: 06 августа 2011 в 08:34 в рубрике

Тосюсай Сяраку был один из самых интересных, крайне неординарных фигур в истории японского искусства и классической традиционной японской гравюры. Он создал поразительное количество графических работ в очень короткий срок, начиная с пятого месяца 1794 года по первый месяц 1795. В целом он создал более 150 гравюр за это время, а его карьера как художника длилась не более 10 месяцев.

Внимание! Данная статья является авторской и копирование ее на другие ресурсы запрещено!

Об этом человеке не известно практически ничего. Пояснения таинственной и столь краткой художественной карьеры Тосюсай Сяраку и его внезапное исчезновение обычно основываются на записках его современника художника и писателя Ота Нанпо, который говорил, что чрезмерный реализм гравюр Тосюсай Сяраку считался странным для тогдашнего японского общества и традиционного искусства Японии в целом и, следовательно, популярность Тосюсай Сяраку была недолгой. Однако любопытно, что в то время некоторые другие художники также обращались к жанру портрета ёкуби-э (Утамаро, Тойокуни, Кунимаса), но им в этом жанре повезло гораздо меньше. До нас дошло очень малое количество работ других художников по сравнению с тем количеством, которое осталось от Тосюсай Сяраку. Искусствоведы склонны рассматривать данный факт как то, что у Тосюсай Сяраку были покровители, которые и сохранили у себя в коллекции эти гравюры.

Актеры театра японского художника Тосюсай Сяраку

Возможно Сяраку просто не оставил большее количество гравюр потому, что их не удалось продать. А может быть были и другие обстоятельства, которые заставили его отказаться от карьеры художника. На этот счет есть много мнений, но все они либо не подтверждены, либо являются домыслами.

Дело тут в том, что, опять же по словам современников Сяраку был связан с театральной труппой и был скорее всего простым актером, а вовсе не художником. Скорее всего на создание большого количества портретов актеров его сподвигло (а может хозяин труппы заставил) общее тяжелое положение и недостаток средств. А может это была сиюминутная рекламная акция и портреты просто раздавались зрителям даром или за гроши. Но к сожалению никто этого не знает.

Гравры Сяраку были действительно описательны и выразительны. Они отражают не только то, что было заметно поверхностно, но также выражают сопереживание именно человеку под маской того персонажа, которого актер воплощает на сцене. Художественный стиль Тосюсай Сяраку свел воедино правдивость, образ театрального персонажа и самого актера. В его портретах мы также можем заметить использование полужирной линии для глаз и бровей в противовес более тонкой в другой части лица.

Портреты актеров театра японского художника Тосюсай Сяраку

Возможно Тосюсай намеренно преувеличивал значение глаз и рта как ключевых аспектов лица.

Самыми необычными портретами Сяраку были изображения мясистых лиц актеров средних лет, которые играли роли молодых женщин. В этих гравюрах мы видим одновременно и феминизированную чувствительность и неоспоримость телесного реализма мужчины средних лет. Сопоставление этих двух аспектов возможно являются наилучшими портретами жанра укио-э, которые только были сделаны за всю историю японской гравюры.

Удивительно, что имея несколько избыточный вес мужчина средних лет может исполнять роли женских персонажей с такой убедительностью. Тем не менее история знает много таких актеров, и некоторые из них даже признавались лучшими актерами женских ролей, как это было, например, с Кикунодзё, специализировавшемся на ролях куртизанок.

В портретах Тосюсай Сяраку мы не видим идеализации тела и черт человека.

Тэг:
Комментарии (1)
Aelita 04 октября 2014 в 06:53
Спасибо за информацию. В городе проводится выставка его гравюр. Завтра обязательно пойду.
Написать комментарий...