Творчество Китагава Утамаро

Автор: 23 июня 2010 в 07:06 в рубрике

Внимание! Содержание данной статьи является авторским компилированным переводом. Копирование текста статьи, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

kitagawa-utamaro-1

Китагава Утамаро, по мнению многих искусствоведов, является наиболее интересным мастером японской гравюры. Он некогда был доминирующим художником в своей области и оказал влияние на большое количество потомков. К сожалению биографические сведения об Утамаро крайне скудны.

Считается, что Утамаро родился в 1753 году в провинции Мусаси (имя Утамаро иногда произносится как Аутамаро, но это звучание имени архаично). Хотя одни исследователи утверждают, что он мог родиться и в Киото или Осаке, а дата рождения приблизительна. Другие говорят, что он был сыном куртизанки и владельца чайного дома, родился в Ёсивара (район Эдо), но нет никаких подтверждений этого. Как и то, что его настоящее имя было Китагава Ичитаро, хотя в других источниках - Нобуёси.

Говорят, в 1775 году, после смерти своего отца, он переехал в Эдо и поступил в студию Торияма Сэкиен, был учеником этого художника и оставался в этой студии в течении семи лет, живя непосредственно в доме своего учителя до самой его смерти (1788 г. и уже нестыковка в датах). Торияма Сэкиен был художником старой академической (для Японии, конечно) закалки, первоначально склонявшийся к аристократическому направлению живописи кано, но уже в среднем возрасте стал заниматься более популярным и перспективным укио-э.

Картины японского художника Китагавы Утамаро

Где-то в это же время, как и большинство японцев по традиции, к зрелости сменил свое имя. Теперь его звали Ичитара Йусукэ. Очевидно, что он был женат, хотя ничего не известно о его жене и, похоже, детей у него не было.

Во время работы и учебы в студии Сэкиен внимание Утамаро было сосредоточено (его ранние работы) главным образом на иллюстрациях пьес и стихов, а чуть позже на портретах актеров. Его первая профессиональная художественная работа появилась на свет, когда ему было 22 года и это были портреты актеров кабуки, загримированных для сборника пьес художественного движения Тойоаки. Эти работы Утамаро привлекли внимание Цютая Дзюзабуро, ведущего в то время издателя, который был восхищен гравюрами Утамаро, признал в нем талант и стал в сущности его покровителем. Уже в 1782 году Утамаро и Дзюзабуро подписали контракт о постоянном сотрудничестве на пять лет. Утагава работал у Дзюзабуро главным художником. Занимался по преймуществу иллюстрациями книг кёка (буквально, "сумасшедшие стихи", пародии на классические формы вака).

Картины японского художника Китагавы Утамаро

Примерно в 1790-м году Утамаро бросил заниматься иллюстрацией книг и сосредоточился на создании одиночных поясных портретов женщин, а не в группах, как в печатных изданиях. А к 1793-му году Китагава Утамаро стал доминирующим художником в области укио-э, или штучной гравюры, и разорвал контракт с Дзюзабуро. В то же время, когда дела Утамаро шли в гору и его карьера росла вверх, он, под влиянием Кийонага, стал интересоваться изображениями женских фигур в полный рост. В поисках вдохновения Утамаро отправился в печально известный район Эдо под названием Йосивара - район куртизанок и бандитов. И у него получилось нечто такое, чего еще не было до него в японской гравюре. Утагава фактически первым показал женское тело с таким изяществом, элегантностью и с тонким намеком на эротику. Так он стал одним из величайших мастеров направления японского искусства, известного как бидзин-га (bijin-ga).

Картины японского художника Китагавы Утамаро

Кроме того, в своих гравюрах Утамаро часто комбинировал различные технологии печати. Например, для того, чтобы достичь более тонкого оттенка, он смешивал золотой и серебряный порошок. Однако, хоть он и играл с различными цветовыми оттенками, он мастерски использовал в работах чистые и яркие цвета.

Излюбленными мотивами Утамаро были женские повседневные дела и заботы; женщин он избражал укладывающими волосы, наносящими макияж или гуляющих в саду. Также, создавая портреты известных куртизанок, он обеспечил в гравюрах бессмертие этим женщинам. Эти изображения стали крайне популярны и широко распространены; они даже были вывезены в Китай, а оттуда тайно вывезены в Европу еще при жизни Утамаро.

Картины японского художника Китагавы Утамаро

Наряду с портретами женщин, Китагава Утамаро создал также ряд, так сказать, информационных альбомов. Это были оттиски с рисунками насекомых, птиц, пейзажей и растений.

Но некоторые работы Утамаро были противоречивы. Его "Записки у изголовья" считаются считаются едва ли не самыми сложными в эротическом искусстве, когда-либо произведенным в Японии, но с ними Утамаро столкнулся с большими неприятностями с законом. После конфликта с цензурой в отношении одного триптиха, опубликованного 1804 году, Утамаро провел 50 дней под домашним арестом со связанными руками (по другим источникам в тюрьме). Это связано с запрещенным изданием исторического романа, к которому Утамаро сделал триптих. Гравюра называлась "Хидэёси и его пять наложниц", где был изображен сёгун Тоетоми Хидэёси. Триптих тогда признали потенциально политически подрывным потому, что там был изображен один из героев японской истории в неподобающем виде.

Согласно некоторым источникам, этот неприятный опыт раздавил Утамаро эмоционально. И Утамаро закончил свою карьеру как художник.

Спустя два года в 1806 году после этого инцидента Китагава Утамаро умер.

После смерти Утамаро, его ученик Коикава Сунчо продолжил его дело, подражая и копируя учителя, вплоть до 1820-го года. В наши дни его работы именуют не иначе, как Утамаро 2. Потом он сменил имя на Китагава Тетсугоро и последующие работы создавал уже под этим именем.

Утамаро сделал в общей сложности более двух тысяч гравюр, а также много картин, суриномо, множество иллюстраций для книг. Утамаро, наряду с Катсусика Хокусай, стал одним из первых великих японских художников, которые стали известны в Европе. Тулуз-Лотрек, кстати, был большим поклонником Утамаро. Его плодовитая карьера и очевидный талант укрепили его место как одного из самых видных японских художников гравюры, а также его заметное влияние на западный мир искусства. Он единственный из своих современников в жанре укио-э, кто достиг славы национального художника. Его чувственная женская красота в гравюрах считается лучшей из всего направления бидзин-га. Он преуспел в изображении тонких аспектов личности и женщин всех классов, возрастов и обстоятельств жизни. Репутация Утамаро остается неизменной, он считается одним из полдюжины величайших художников укио-э всех времен.

Вот неполный список серий его гравюр по датам:
Избранные стихотворения (1791-1792)
Десять типов женских Физиономий (1792-1793)
Знаменитые красавицы Эдо (1792-1793)
Десять уроков исследования женщин (1792-1793)
Антология стихов: любовный раздел (1793-1794)
Снег, луна и цветы зеленого дома (1793-1795)
Множество красот настоящего (1794)
12 часов в зеленом доме (1794-1795)
Цветущие красавицы современности (1795-1797)
Страстные любовники (1797 — 1798)
Десять форм женских Физиономий (1802)

Внимание! Содержание данной статьи является авторским компилированным переводом. Копирование текста статьи, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!
Автор перевода - владелец сайта zen-designer.ru

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...