Современное искусство в Лхасе (Тибет)

Автор: 17 апреля 2012 в 17:50 в рубрике
Страница 1 из 5. Список глав

Не артефакт

Западные музеи искусств и глянцевые издания часто представляют тибетское искусство как собрание буддийских статуй, икон, старинных ковров и антикварной мебели различного назначения. Но современное искусство Тибета только начинает обращать на себя международное внимание. Пора бы уже пересмотреть наше узкое восприятие тибетского искусства и культуры, но переоценка эта только начала происходить среди небольшой группы ученых и не коснулась пока общих понятий. Устаревшее мнение, что "тибетское" связано напрямую с мистическим особенно устойчиво в мире искусства. Эта консервативная позиция усиливается иллюзией, что тибетские традиции потеряны самими тибетцами в связи с оккупацией КНР, что у тибетцев осталось одно старье с воспоминаниями, а посему все "настоящее" тибетское должно быть древним, а все новое считается к Тибету не относящимся. И новое просто не воспринимают всерьез.

В западном мире искусства слово "тибетский" непосредственно связывают с традиционными буддийскими тханками, статуями или же с антикварной мебелью или коврами. Подобных предметов искусства уже полным полно во многих музеях мира, у частных коллекционеров. В любом случае буддийские изображения или тибетская антикварная мебель в отношении международного эстетического восприятия ценится прежде всего в денежном эквиваленте, если это подлинный культурный артефакт. "Артефакт" же противоположен искусству в том, что он трактуется как отражение определенного набора культурных или религиозных ценностей, а не произведение искусства. Обычно артефактом принято называть то, что относится к примитивным обществам, которые рассматриваются как социальные единицы сами по себе, тогда как искусством считается то, что делается в развитых странах. При этом никакого спроса нет с кубистов или сюрреалистов, которые заимствовали идеи африканских масок для создания своего эстетического стиля. Искусство Тибета здесь стоит особняком вдали от всех ученых дискуссий. Искусство Тибета считается скорее артефактом и игнорируется как самостоятельное, в развитии которого участвовали личности отдельных художников. Иными словами, искусство Тибета всегда рассматривалось в целом, и никогда не обращалось внимания на отдельных людей.

Часть современной тханки с изображением Палден ЛхамоЧасть современной тханки с изображением Палден Лхамо. Художник Темпа Рабтен. 1991.

Иностранцы уже привыкли сравнивать любой искусство Тибета с религиозной деятельностью. Каждый считает, что если картина тибетская, то это непременно тханка, даже если она не имеет ничего общего с религиозными темами. С 1980 года тханка имеет постоянный спрос и считается, что ее поставляют из северного Непала, однако лучшие традиционные тханки производятся на заказ в Лхасе или в север-восточной области в Амдо. Сяо Фэй, один из основных розничных и оптовых торговцев признается, что большая часть произведений действительно приходит из Непала, но все они самого низкого качества.

К сожалению не все туристы знают, что купленные ими в Тибете или Непале тханки самого низкого качества, отличающиеся абсолютной небрежностью исполнения. Купить действительно что-то достояное практически не представляется возможным. Крайне удивительно, что такие же низкосортные тханки могут продаваться в элитных антикварных магазинах и выдаваться за антиквариат.

Тэг:
Комментарии (1)
евгений 10 сентября 2013 в 16:11
И это очень хорошо,что тибетцы не клюют на концепт, они единственные кто хотят сохранить древнее каноническое искусство и традицию.Несмотря на провокации и соблазны
Написать комментарий...