Современное искусство в Лхасе (Тибет)

Автор: 17 апреля 2012 в 17:50 в рубрике
Страница 2 из 5. Список глав

Не прошлое

История современной тибетской живописи начинается с монаха иконоборца Гедун Чоэфель (1903-1951). Не многие из его картин до нас дошли, но по оставшимся можно судить о художнике, как о реалисте. Амдо Джампа (1916-2002), по прогрессивному примеру Гедун Чоэфель, работал уже в более фотореалистичном стиле в своей религиозной живописи. Этот сдвиг в сторону портрета и отход от иконографии свидетельствует об общем модернистском движении, которое имело место в Лхасе с 1920 года.

В 1950 году несколько известных тибетских художников уехали в Китай для учебы в художественных институтах, которые были основаны на советской модели. В 1960-х художественное образование превратилось в подготовку новых художников в специалистов новой эстетики социализма. Коммунистический режим рекомендовал повсеместно использовать яркий красный цвет для подчеркивания важности партийных фигур.

В 70-х многие из бывших тибетских студентов, учившихся у русских в Китае, продолжили здесь же изучение традиционной китайской акварели, а так же разных стилей западной живописи. В 81 году была создана Ассоциация художников Тибета, а в 85 году Университет изобразительных искусств инициировал объединение трех различных направлений искусства: западной, китайской классической и тибетской традиционной живописи. Ассоциация до сих пор щедро спонсируется.

Китайский художник Хан Шули, проведщий несколько лет в Тибете, разработал своего рода свой фирменный стиль, смешав мечтательные полу-абстрактные формы с ранними буддийскими изображениями. Он оказал огромное влияние на тибетских художников, а одно время его стиль ассоциировался со всем современным тибетским искусством.

Царство БуддыЦарство Будды. Художник Хан Шули. 2002. Холст, масло.

Параллельно с этой экспериментальной тенденцией китайских художников в 1980 годах происходило возрождение традиционной живописи тханка в рамках подготовки учеников. Одним из участников движения возрождения был Тенпа Рабтен. И сегодня уже нет недостатка художников традиционной тханка в Лхасе и других местах, чтобы обеспечить передачу мастерства. Тибетские художники сейчас обслуживают массу частных заказов, а у лучших мастеров есть заказы на несколько лет вперед. За очень немногими исключениями тханка сохраняет традиционную буддийскую иконографию. Кроме того, этого требует сам рынок.

Тара из ГугэТара из Гугэ

В 90-х годах стали возвращаться из Китая многие художники, которые проходили там учебу в рамках китайской художественной системы, смешанной с традиционной и современной. Они были обескуражены тем, что идет коммерциализация современного искусства в Лхасе. Естественно, молодые художники здесь не могли найти настоящую работу и были вынуждены подрабатывать тем, что делали поверхностные копии тханка и продавали их на рынках туристам, выдавая картины за подлинное тибетское искусство. Некоторые самоучки стали добавлять в картины свой абстрактный смысл. Некоторые из подобных произведений искусства попадали в западные частные коллекции, но интерес к ним был минимальным, потому что они не соответствовали ожиданиям. В то время как тханка продавалась быстрее, чем рос спрос на нее, полу-абстрактные картины молодых художников распространялись медленно от магазина к магазину. Они стали появляться в кафе, но их все равно никто не покупал.

Царство БуддыЦарство Будды. Художник Ангсанг. 1997. Холст, масло.

Недовольство голодных молодых художников было основано на преданности искусству, но они оказались в среде 90-х годов, которая не представляла никакого альтернативного выхода. Только к 2000 году заговорили о необходимости создания кооперативов и галерей, которые могли бы создать современную творческую атмосферу. В 2003 году Гильдия художников совместными усилиями открыла таки галерею. Экспозиция менялась каждый месяц, причем каждая выставка четко отражала приоритеты и восприятия отдельных художников, а не какие-то воображаемые виды красивого древнего Тибета. Яркие цвета и композиции Чжан Юн, например, даже не пытаются соответствовать любому стереотипу традиционного искусства.

Тэг:
Комментарии (1)
евгений 10 сентября 2013 в 16:11
И это очень хорошо,что тибетцы не клюют на концепт, они единственные кто хотят сохранить древнее каноническое искусство и традицию.Несмотря на провокации и соблазны
Написать комментарий...