Современное искусство в Лхасе (Тибет)

Автор: 17 апреля 2012 в 17:50 в рубрике
Страница 3 из 5. Список глав

Не этническое

Многие из современных художников Лхасы даже не мыслят в категориях традиционного или не традиционного. Многие художники даже категорически против приоритета этнического к картинах. Для них не стоит и вопроса китайское ли, или тибетское. В конце концов политическая обстановка в Тибете такова, что открыто заявлять о своей этнической принадлежности крайне не безопасно. Поэтому Гаде - один из наиболее успешных тибетских художников - говорит, что их галерея была создана "искусства ради", независимо от этнической принадлежности.

Фото современных тибетских художниковСлева направо: Гаде, Тсеранг Дхондруп, Дзунгде.

Дзунгде, один из первых современных художников в Тибете, живет исключительно за счет продажи своих картин. У него китайские родители, но родился и вырос Дзунгде в Тибете и свободно говорит на тибетском языке. Тсеранг Дхондруп, в работах которого тибетский дух наиболее очевиден, так же говорит, что их художественная группа строится исключительно вокруг искусства, но не этнической принадлежности. Он также подчеркивает, что тибетский язык, конечно, очень важен для тибетцев, но живопись все же более субъективна и является универсальной доступной формой выражения своего субъективного и не должна быть ограничена культурным императивом.

Молодой художник Церинг Ньяндак так же не против, чтобы тибетской живописью занимались китайцы. Он также против того, чтобы сводить весь вопрос тибетского искусства к романтическому спиритизму или этнической принадлежности. Его картина "На велосипеде", например, напрочь развеивает представление о тибетцах, как об унылых кочевниках.

На велосипедеНа велосипеде. Художник Церинг Ньяндак. 2004.

Фобия полицииФобия полиции. Художник Церинг Ньяндак. 2004.

Хоми Баба, являющийся одним из самых откровенных критиков постколониальной культуры, заметил, что "важной особенностью колониального дискурса является его зависимость от понятия "устойчивость" в идеологическом строительстве инаковости". Джеймс Клиффорд занимает аналогичную позицию и критикует мышление, которое считает, что одна маленькая часть аспектов жизни людей может распространяться на понимание целого общества. Вот этому мы можем видеть наглядный пример. В 2001 году состоялась одна из выставок, где были представлены картины 12 тибетских художников. У каждого из них на одной из картин обязательно есть тема тибетских монахов, горных яков и прочей атрибутики, которую с Тибетом связывают. Но вот на одной из этих картин мы видим аппликацию из изображения Будды и разных комических персонажей из кинофильмов. На картине Церинг Намгьял, где применяются традиционные для тибета цвета, мы видим непропорциональные искажения размеров предметов. Его картина "Память" содержит изображения лотосов и овец чудовищного размера по сравнению с изображением бегущего монаха, и все это выполнено в стиле Ван Гога. У Церинг Дордже мы видем дворец Потала, изображенным в духе тяжелого импрессионизма.

Неправильные пропорцииНеправильные пропорции. Джамсанг.

Фиолетовая головаФиолетовая голова. Цеванг Таши.

Цеванг Таши, создатель "Фиолетовой головы", которая смотрит на всех посетителей при входе в галерею Гедун Чоэфель, прошел долгий путь от простейшего пейзажа до портретов своих современников. Окончив учебу в Пекине, в 1980 году он отправился в транс-тибетское путешествие в поисках "чистой" тибетской культуры. Таши выяснил, что сама земля была единственным аспектом Тибета, который был неизменным во времени. И Таши изобразил эту землю на многих картинах, таких, к примеру, как "Весенняя река", которая принесла ему известность на пределами Тибета. Вернувшись в Лхасу, Церинг Таши создал целый ряд портретов свеих современников. Эти портреты были похожи на гигантские плакаты Маркса или Мао его юности во время культурной революции в Китае. В таком виде выразилось его стремление поставить обычных тибетцев в один ряд с аналогичными иконографическими изображениями. Таши часто подчеркивал, что важно в искусстве использовать образы простых людей, а не профессиональных моделей в традиционных костюмах.

Тэг:
Комментарии (1)
евгений 10 сентября 2013 в 16:11
И это очень хорошо,что тибетцы не клюют на концепт, они единственные кто хотят сохранить древнее каноническое искусство и традицию.Несмотря на провокации и соблазны
Написать комментарий...