Современное искусство в Лхасе (Тибет)
Выводы
Был такой случай. В 2006 году закончилось строительство железной дороги, соединяющей Цинхай с Лхасой. Строительство полотна должно было теоретически удвоить в будущем население Лхасы, принести немало доходов за счет туризма и прочего. Так вот, однин из художников нашел кусок неиспользованной рельсы и ломал голову, как доставить его к себе в мастерскую. Он просто хотел использовать рельсу в качестве элемента к своей будущей инсталяции.
Данный случай говорит о том, что художники современного Тибета живут в динамическом пространстве времени. Ясно, что эти художники отнюдь не наивны в своей уверенности.
Без названия. Дедрон. 2005.
Пока остается напряженность в отношениях между традиционным и современным, между Тибетом и остальным миром, между личностью и обществом. Вопрос независимости Тибета от оккупационного китайского правительства открыт уже много лет. Но все это оказывается важным для современного тибетского художника, потому что подобная напряженность дает толчок к чему то новому.
В рамках настоящей статьи мы пытаемся дать понять, что "традиция" в текущем тибетском контексте вовсе не является определяющей силой. Современное искусство Тибета гораздо более широко. Тибет - это не только тханка. Художники Лхасы прикладывают много усилий, чтобы сломать устоявшееся во всем мире представление о Тибете, а также у изрядной доли тибетофилов. Когда-нибудь и них это получится.