Современное искусство в Лхасе (Тибет)
Не модное
Это конечно поразительно, но никто из художников Лхасы не экспериментирует в жанре концептуального искусства, которое в настоящее время доминирует в Китае. Ироничный изолированный поп-стиль тибетских художников говорит о людях, которые претерпели радикальные изменения в культурной перспективе, прошедшей сначала через гражданскую войну, затем революцию и, наконец, коммерциализацию. Новое китайское искусство явно связано с этнической принадлежностью и большая часть китайского искусства довольно успешна в модных международных художественных галереях. А вот современное искусство Лхасы наоборот. Тибетские художники сами говорят, что им сейчас очень не хватает маркетинговой хватки, какая есть у китайцев и, кроме того, "современное тибетское" не так модно, чтобы быть признанным в художественных кругах.
Новое тибетское искусство слишком простое, слишком традиционное, чтобы действительно считаться авангардным, или даже оригинальным. Тем не менее художники Тибета считают китайцев слишком эгоцентричными в своих картинах, слишком очарованными модностью галерей, которые выставляют их картины. Некоторые современные тибетские художники даже весьма пренебрежительно относятся к таким тенденциям моды и явно хотели бы дистанцироваться от них, нежели штамповать картинки наподобие модных в Нью-Йорке.
Китайская весна (инсталляция). Цзян Дали. Пекин 2004.
Чтобы ни говорили, но пока от тибетского искусства ожидается одно: модные экзотические атрибуты Тибета и тибетской религии. Современную тибетскую живопись всерьез в данный момент времени никто в мире не воспринимает. Многие даже не знают, что таковая имеет место быть, но представления о тибетском все равно ограничиваются рамками экзотики, спиритизма, оранжевыми одеяниями монахов, будто это и есть весь современный Тибет.