Эдгар Дега: предыстория свободного искусства

Автор: 17 марта 2014 в 12:51 в рубрике
"Лошади, балерины, прачки и все вещи мира, которые окружают его [Дега], являются объектами особого пристрастия, занимают его исключительно". Жюль-Антуан Кастаньяри, 1874.

В среде критиков и журналистов второй половины 19-го века Эдгар Дега считался художником, имеющим радикальные взгляды. Он принял и внедрил в искусство современный предмет: быт, жизнь, реальность. Хотя оценка творчества Дега и его соратников была крайне неоднозначной, он все же стал одной из ключевых фигур в развитии современного искусства.

Эдгар Дега

Эдгар Дега впервые обратил на себя внимание 15 апреля 1874 года, когда, будучи членом группы молодых художников, продемонстрировал свои работы на выставке в Париже наряду с Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и многих других. Участники выставочной группы различались по художественным стилям, однако все были заинтересованы в продвижении более энергичного искусства, более современного, обращающегося к реалиям настоящего, а не наряженного в причудливые маски классицизма.

Дега стал известен благодаря тщательному художественному "документированию" различных сцен современной французской жизни, на которые ранее никто внимания не обращал - балерины за кулисами театра, ипподром, кафе, публичные дома, модистки, прачки, купальщицы. Со временем эти темы развивались в сторону поиска композиционных решений и исполнения, принимали еще более неформальный оттенок.

В отличие от других художников, так или иначе связанных с течением импрессионистов, Дега не старался запечатлевать мимолетные мгновения и избегал работы на пленэре. Его искусство было тщательно продуманным и уравновешенным, а ощущение свежести и новизны достигнуто путем вдумчивого созерцания и стилизации. Развивая собственную манеру, Дега находил свежие решения для пространственной организации полотна, все дальше отходя от математической точки зрения в сторону более радикальной композиции, нередко уплощенной.

Предыстория

Когда наступает момент заговорить о художнике, в частности живописце, мы, скорее всего, станем употреблять ряд знакомых речевых штампов: гений, провидец, пророк, эксцентричный и т.д. Романтическое клише представления о художнике, в особенности в вопросе его дальновидности, все еще поддерживается в обществе как квази-религиозный феномен вдохновения. Основой для этой концепции является представление об исключительной одаренности художника. Он, по сути, не такой, как обычные люди.

Но подобные толки о художнике существовали не всегда. Представление о художнике как о талантливом человеке, живущем где-то за пределами воспринимаемого мира, является современным. Оно сложилось относительно недавно. Ранее же, с древних времен до пост-средневековья конца 18-го века, художник занимал в обществе место мастерового. Он был простым наемным рабочим, практикующим ремесленником в зависимости от двух контекстов: религиозного и светского.

В обоих контекстах работа художника зависела от патроната. Предметом религиозного творчества являлись аллегорические картины обычно на основе сюжетов Старого и Нового заветов, нередко с откровенно эротическим содержанием. Светская живопись может быть разделена на три основные категории: откровенно эротические картины по мифологическим сюжетам, изображения недвижимого имущества патронов под прикрытием ландшафтной живописи, документирование знатных европейских родов в виде портретов.

Восемнадцатый век стал эпохой глобальных изменений. Основными причинами изменений в историческом плане стали свершившиеся революции: промышленно-техническая революция и незадолго до нее общественно-политическая, которую сейчас мы называем Французской. В результате двух революций мир оказался как бы просеянным сквозь сито, семена отделились от плевел, а в основу нового общества стала идея о святости личности.

Промышленная революция положила начало индустриализации, переходу общества от аграрного к городскому. Мир увидел появление нового социального порядка и выход на сцену нового социального класса - мелкой буржуазии, которому противостоял пролетариат.

Девятнадцатый век продолжал идти по пути прогресса. Идея революции, народного восстания, стала своего рода привилегированным шаблоном для всех социальных перемен. Политические структуры получают прочные основания, общество становится все более урбанизированным.

Революция в живописи

Если ранее художник, работая под патронатом светской и религиозной власти, не мог творить "для себя" и открыто выставлять работы широкой публике, помимо росписей храмов или общественных мест, то, начиная с 1725 года так называемый "Салон" стал местом, где художники могли выставляться открыто. Первый салон появился в этом же году во Франции, и стал ежегодно организуемой официальной выставкой Изящных Искусств. С 1748 года создается первое жюри из членов Академии Художеств и заслуженных художников. Структура французского салона, по сути, повторяла структуру французского общества середины 18-го века, являлась подобием квази-судебной модели, насквозь коррумпированной.

Эдгар Дега

Начиная с 1850-х, вольные художники начинают подвергать сомнению выбор салонного жюри. Художники по большей части были выходцами из среднего класса, потому целиком и полностью стояли за наполеоновскую идею свободы воли и слова, в том числе в живописи. В 1863 году отказ салона в экспозиции более 3000 работ вызвал бурю негодования. Лишь 11 лет спустя, не выдержав прессинга со стороны салонного жюри, Эдгар Дега с небольшой компанией единомышленников решили создать собственное Кооперативное Общество Живописцев, Скульпторов и Графиков.

Реакция на первую выставку Кооператива была удивительно мгновенной. Журналист Арман Сильвестр в "L’opinion nationale" написал, что "хотя мнения разделились относительно достоинства произведений, некоторые комментаторы, присутствовавшие на выставке, были поразительно проницательны в оценке исторической значимости того, чему они были свидетелями".

Комментаторы отмечали свежесть и буйство красок нового искусства. Но не все комментарии были положительными. Некоторые сравнивали цвет тела обнаженных женщин с цветом кожи заболевшего Бисмарка, но никто уже не смог остановить развитие импрессионизма. Движение оказалось настолько мощным, что казалось, будто импрессионизм раз и навсегда затянул удавку на шее классицизма. Что наиболее важно, так это то, что небольшая группа самопровозглашенных авантюристов во главе с Дега стала моделью для художественных течений на протяжении следующих 50-ти лет.

Тэг: Станковая живопись
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...