Монтьен Бунма

Автор: 02 марта 2014 в 12:25 в рубрике

Монтьен Бунма (1953-2000) был одним из самых талантливых современных художников Азии. В своем творчестве демонстрировал широкий спектр материалов и методов, в том числе: крупномасштабные скульптуры из металла, дререва и керамики; перо, карандаш и карандашные рисунки, а также органические коллажи на бумаге. Созерцательные установки Монтьен Бунма пытаются выразить дух Таиланда, сочетая традиционно буддийские мотивы с промышленными материалами, такими как сусальное золото, душистые специи, земля и древесный уголь.

Монтьен Бунма автопортретАвтопортрет, или человек, который восхищается тайским искусством, 1982. Цветная тушь по фотографии.

Учился в художественных школах Бангкока, Рима и Парижа на отделениях живописи. Впервые стал участвовать в выставках к концу 1980-х. Известен не по живописным работам, а по скульптурным инсталляциям, сочетавшим органические материалы с промышленными. Большинство произведений Монтьен Бунма - акты глубокой буддийской веры и медитативных практик. Произведения включают вольно интерпретированные архетипические буддийские фигуры и символы. Особое внимание уделяется травам и специям, источающим сильные запахи.

Работы Бунма пропитаны духом буддизма насквозь, но не беспрекословно, и ссылаются на различные традиции веры посредством буддийской и христианской символики. Это не случайно, ведь жена художника была больна раком, а у самого художника обнаружили опухоль мозга. После смерти жены Бунма искал утешения, духовного и физического исцеления в религии.

В 1992 Бунма познакомился с Луанг По-Ча, уважаемым монахом из храма Ват Нонг Фонг (Северо-восточный Тайланд). Монах дал понять художнику, что он может открыть свой разум посредством искусства, создавая созерцательную среду и пространство для медитации.

Отныне скульптурные инсталляции Бунма всегда приурочивались к конкретному времени и месту, требовали активного участия зрителей, приглашая к физическому контакту на всех уровнях ощущений. Зрителю предлагалось взаимодействовать с произведениями искусства умственно, физически и духовно, предоставляло возможность лицезреть то, что скрыто внутри, как и то, что происходит вокруг. Визуальные и тактильные ощущения усиливались запахом трав и специй.

Монтьен Бунма, Духи живописи, 1997, трава на бумагеДухи живописи, 1997, трава на бумаге

Ароматные травы и специи широко применяются в буддийских ритуалах и традиционной медицине. На основе трав и специй художник делал краски, а также просто включал растения в инсталляции. Наиболее часто используемыми были сандал, корица, куркума, жасмин и перец.

Использование глины во всех произведениях Бунма основывается на буддийской пословице, согласно которой жизнь каждого живого существа похожа на глиняный горшок, которому суждено разбиться рано или поздно.

Те, кто был на выставках Монтьена Бунма, рассказывают, что сразу после входа в выставочный зал в нос бьет сильный, но неопределенный запах, похожий на затхлый запах традиционных травяных аптек в Бангкоке.

Монтьен Бунма, Храм разума, 1995. Дерево, латунь колокольчики, лекарственные травыХрам разума, 1995. Дерево, латунь колокольчики, лекарственные травы.

Инсталляция "Храм разума" - фантастическое сооружение на основе концепции тайской буддийской архитектуры. "Храм разума" - это башня высотой больше человеческого роста, но позволяет войти в нее лишь одному человеку. Сложена из грубо обтесанных деревянных коробочек, выкрашенных в различные оттенки коричневого. С некоторого расстояния кажется, что башня сложена из сырцового кирпича ручной работы. В верхней части находятся 18 медных колокольчиков.

Работы Бунма часто сопровождает символ знака вопроса. Сам художник видел в знаке вопроса символ неизвестного, реализуемого посредством медитации. Спиральная форма вопроса представляет собой движение от внешнего к внутреннему (и наоборот). Посредством многократного повторения знака вопроса в работах Бунма превращает простой грамматический символ в объект для медитативной концентрации.

Скульптуры Бунма редко предполагают двухмерные впечатления. Объемность инсталляций создается намеренно, чтобы зритель понимал, что в каждый момент времени он получает об объекте лишь фрагментарную информацию. Наиболее наглядно это выражается в одной из инсталляций, где посетителю предлагается сделать шаг внутрь черной металлической конструкции, в которой маленькие окошки прорезаны в виде знаков вопроса, максимально усиливая концепцию фрагментарного представления о мире.

Похожие инсталляции Монтьен Бунма повторял многократно. Для биеннале современного искусства в Австралии им была создана серия из семи деревянных конструкций, размещавшихся на поляне среди живых сосен в ботаническом саду. Каждая структура состояла из небольшой площадки, на которой на четырехножнике покоился корпус из горизонтальных ламелей. Высота этих корпусов у каждой конструкции была разной и давала возможность посетителю только стоять, или только сидеть или лежать в позе Будды. Изнутри конструкции были обшиты черной тканью с нарисованными на ней знаками вопроса. В этих конструкциях Монтьен Бунма как бы воспроизводит личные храмы для медитации в естественной среде и неразрывно связывает их с концепцией одиночества - естественного состояния человеческого существа.

Монтьен Бунма умер в 2000 году в возрасте 47 лет.

Тэг: Скульптура
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...