Истина, уродство и красота в "Войне" Отто Дикса

Автор: 17 февраля 2014 в 12:51 в рубрике

Истина

Иногда кажется, будто Дикс кричит посредством образов: "Верь мне! Так было на самом деле! Я был там!"

Колючая проволока перед окопами, Отто Дикс

В армию Дикс записался добровольцем в самом начале войны, и позже был отправлен на Западный фронт, где сражался в звании ефрейтора при полке полевой артиллерии. Оттого зрителю не позволяется сомневаться в истинности произошедшего, ведь Отто Дикс был очевидцем многих наиболее ужасных событий Первой Мировой войны, и, более того, беззакония творились и его руками тоже.

В свободные минуты, в периоды затишья, Дикс вел полевой дневник. Одна из записей дневника гласит: "Вши, крысы, колючая проволока, блохи, снаряды, траншеи, трупы, кровь, кишки, мыши, кошки, газ, артиллерия, грязь, пули, минометы, огонь, сталь: на то и война! Это все проделки Дьявола!"

Однако происходящее было не проделками Дьявола, а делом рук людей, таких же, как сам Отто Дикс. Ведь он, как и большинство солдат немецкой армии, вызвались добровольцем, чтобы поддержать агрессивную политику военной экспансии, чтобы убивать защитников Франции на французской же земле, а также воевать против России и Бельгии. Чувствовал ли Отто, что действительно имел право быть на передовой? Если бы он заботился о "праве" или имел хотя бы малейший намек на сомнение в правоте войны, то упомянул бы об этом. Вместо этого Дикс, как он вспоминал позже, искал развлечений, проводя скучные часы в окопах.

Мертвец, Отто Дикс

Это не проделки Дьявола. Это немецкая армия и сам Дикс пускал ядовитый газ, чтобы нанести в восемь раз больше ущерба живой силе противника, чем все союзники вместе взятые. И Дикс не спрашивал, зачем нужно массовое истребление гражданского населения, не критиковал политиков и генералов, обещавших, что война покажется легкой прогулкой без вшей и крыс.

Несмотря на многочисленные ранения, Дикс, похоже, находил утешение в войне. Некоторые исследователи даже полагают, что Дикс испытывал болезненный интерес к страданиям, насилию и смерти. Данный факт может доказывать его личные записи в дневнике:

"Мне приходилось видеть, как кто-то рядом со мной вдруг опрокидывался и падал замертво. Мне самому пришлось испытать удар пули в грудь. Мне даже кажется, что я этого хотел. Сделало ли это меня пацифистом? Нет. Скорее пробудило любознательность. Я должен был увидеть это воочию. Я настолько реалист, что должен видеть все своими глазами, испытать на себе, чтобы подтвердить, что все действительно так. Я должен был пройти весь ужас войны, и именно по этой причине я пошел воевать".

Уродство

Дикс вспоминал: "У меня было ощущение, что существует измерение действительности, которое никогда ранее не рассматривалось искусством: измерение безобразия". Большинство людей наивно полагают, что искусство должно заниматься только тем, что красиво. Используя понятие "эстетическое" для определения красивого, художники естественным образом не задаются вопросом, как искусство может быть "неэстетичным" в принципе. Вместе с тем слово "эстетика" происходит от греческого корня, буквально означающего все, что касается чувственного восприятия в целом, а не только красивого.

Мертвый часовой, Отто Дикс

Человеческую страсть к отталкивающему, нельзя утверждать, чтобы воспевали, но замечали некоторые философы. Страсть к отталкивающему, возможно, первым заметил Платон. В "Республике" Платон приводит цитату рассказа, который однажды слышал о Леонтии, сыне Аглайона:

 

"По дороге из Пирея за границей Северной стены он заметил тела нескольких преступников, распростертых на земле, и палач стоял рядом с ними. Он хотел пойти посмотреть на них, но в то же время чувствовал отвращение и пытался отвернуться. Борясь с желанием несколько минут, он все же широко раскрыл глаза и бросился к телам с криком: "Вот вы! Будьте вы прокляты; какое прекрасное зрелище".

 

В 19 веке вопросы отношения красоты к уродству поднимал немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Ницше учил, что искусство, среди прочего, должно предназначаться для активизации животной стороны человеческой жизни:

 

"Даже уродство имеет реальную силу. Поскольку художником правит та победоносная энергия творчества, которая становится полновластным хозяином его художественного вкуса, ровно настолько пробуждается в нас удовольствие от жестокости, а при определенных условиях даже желание причинить себе вред - ощущение власти над самим собой… Художник не боится выставлять напоказ сомнительные вещи в себе, - нет такого понятия, как пессимистическое искусство, и само искусство подтверждает это… вообще говоря, предпочитание ужасного несет в себе инстинкт, мощь великолепия художника, в то время как предпочитание красивого и изысканного относится к нежности и слабости".

 

Гравюры Дикса жестоки и трагичны. Они не относятся к области "совершенного" искусства и предназначены скорее для непосредственного воздействия на зрителя. Для достижения наилучшего эффекта Дикс специально подбирает методы травления пластин и типографскую краску. Таким образом, используя весь потенциал технологии резцовой гравюры, Дикс добивается нужного ему бессистемного грязного эффекта. Создается впечатление, будто пластины сами были проколоты, прострелены, заляпаны грязью Фландрии. То, что любители искусства теперь осуждают за уродство - это визуальный эквивалент пережитого художников во время войны.

Красота

Незадолго до своей кончины, Отто Дикс переиначил некоторые свои прежние заявления: "я не стремился изобразить уродство; все, что я видел, было красиво".

Незадолго до него Джон Констебл сказал: "Нет ничего некрасивого; я никогда не видел уродливых вещей. Пусть форма объекта от совершенства далека, но свет, тень и перспектива всегда позволят изобразить ее красиво".

И далее, Макс Бирбом: "эстетическому темпераменту ничто не кажется уродливым, просто существует несколько степеней красоты". И Марио Вергас Льюс подтверждает: "Это современная эстетика создала красоту и уродство; для освоения искусства в человеческом опыте важно все, и даже то, чему ранее было отказано".

Воронка с цветами, Отто Дикс

С этими утверждениями можно спорить или применять для их доказательства иные философские категории, как, например, подход, согласно которому нельзя познать красоту без познания ее противоположности. В любом случае, даже если уродливо содержание, искусство придает ему эстетичный вид. Каждый штрих, текстура, оттенки, форма и композиция в определенном смысле красивы. Нарочито неровные каракули, нанесенные на зернистую поверхность волокнистой структуры бумаги, могут впечатлить своей искренностью. Возможно, красоту легче увидеть тогда, когда содержание уродливо, когда отталкивающее содержание входит в конфликт с формой.

Эффект

Каждый видит то, что хочет видеть. Ужасно напечатанные и визуально отвратительные гравюры Отто Дикса большинство людей воспринимают как взгляд пацифиста на войну. Показное уродство и горы трупов воспринимается большинством как пропаганда пацифизма. Однако вспомните слова самого Дикса: "Сделало ли это меня пацифистом? Нет. Скорее пробудило любознательность".

Другую часть зрителей привлекает именно насилие. Они видят в гравюрах Отто Дикса прославление войны или подстрекательство к насилию. Иногда это выглядит смешным на фоне недавних результатов исследования археологов, изучавших наскальные рисунки Каменного века. Ученые посчитали наскальные рисунки случаями реального подстрекательства кроманьонцев к убийству всех оставшихся неандертальцев. Сам Дикс по этому поводу говорил, что "война, конечно, ужасна, но в ней есть нечто, что заставляет испытывать благоговейный трепет".

В отличие от Георга Гросса и Макса Бекмана, которые близки по духу к Диксу, сам Дикс не особо интересовался политикой. Хотя серия гравюр "Война" поддерживались пацифистскими группами и подвергались нападкам со стороны правых националистов как антивоенные, художник был почти уверен, что его произведения можно воспринимать как пропаганду любой политической позиции.

Серия гравюр "Война" никогда не было заявлением против войны или за войну. Это демонстрация того, как война могла послужить целям искусства. Будучи художником, Отто Дикс сознательно сумел подчинить все эмоции, в первую очередь зависимость содержания рисунков от последующих интерпретаций. Теперь каждый в них видит то, что хочет видеть.

Иллюстрации:

Глубокая печать, офорт, акватинта, сухая игла. Издатель: Верлаг Карл Нирендорф.

  • Колючая проволока перед окопами, Drahtverhau vor dem Kampfgraben, 30 пластина, 26.0 x 19.5 см
  • Мертвец (Св. Климент), Toter (St. Clement), 42 пластина, 30.0 x 26.0 см
  • Мертвый часовой, Toter Sappenposten, 18 пластина, 19.8 x 14.7 см
  • Воронка с цветами (весна 1916), Granattrichter mit Blumen (Fruhling 1916), 24 пластина, 14.8 x 19.8 см

Источники:

  • Военный дневник Отто Дикса, 1915–1916.
  • Фрэнсис МакДональд, "Республика Платона", Оксфорд: Кларендон Пресс, 1941 г.
  • Сара О'Брайен, "Дикс и Ницше".
  • Ницше, "Сумерки богов", "Воля к власти".
  • Си Ар Лесли, Записки о жизни Джона Констебла, Лондон, 3-е полное издание, 1995 г.
  • Макс Бирбом, Этика фантастики, Калифорнийский университет Беркли, 1988 г.
  • Марио Вергас Льюс, Делающий волны, 1996 г.
Тэг: Станковая (станковый рисунок, эстамп)
Комментарии (2)
Хишам Али 20 июня 2016 в 06:42
Можете сообщить нам кто автор статьи(Истина, уродство и красота в Войне Отто Дикса)?
Администратор 20 июня 2016 в 09:51
Хишам Али, автор статьи я. Это компиляция с более чем десятка англоязычных статей.
Написать комментарий...