Эротические сцены на японских гравюрах

Автор: 24 августа 2010 в 11:39 в рубрике

Когда дело доходит до разговора об эротике в японском искусстве, то наиболее знакомым оказывается термин сюнга - отдельный жанр живописи зародившийся в Китае и заимствованный японцами, что, правда, японскими историками и искусствоведами оспаривается.

Сюнга

Сюнга - это общий термин, предположительно вошедший в употребление со второй половины 19-го века, описывающий все явно эротические гравюры, рисунки и иллюстрации. Ранее жанр имел несколько названий: осокузу-но-э, макура-э, макура-соуси, э-хон, вараи-э, хига, энга, вадзируси и кемури. Хига гравюры - секретные картинки - считаются наиболее изысканными.

Китагава Утамаро, Влюбленные в верхней комнате чайного домаКитагава Утамаро, Влюбленные в верхней комнате чайного дома

Сюнга - это обычно отпечатки без названия, произведенные с 17-го по начало 20-го века. Термин сюнга переводится как "весенние картинки", а очарование стиля лежит в способности изображений обращаться к мужчинам и женщинам различных сексуальных предпочтений. С одной стороны, умело выполненные гравюры давали определенную свободу, раскрепощают, показывая представителей обоего пола, с энтузиазмом принимающих участие в половых актах. С другой стороны, эти произведения искусства беззаботны и комичны, ориентированы не только на романтичные моменты, но и на неловкие кривляния, вызывающие больше смеха, нежели возбуждающие.

Сугимура Дзихей, без названияСугимура Дзихей, без названия, середина 1680-х

Традиция сюнга началась еще в 7-8 веке, но апогея достигла лишь к 18-му столетию. На протяжении двухсот лет, а именно с 17-го по конец 19-го века, жанр сюнга считался нормальным, широко распространился в японском обществе и имел огромный спрос, несмотря на то, что в 1661 году сегунат издал указ о запрете производства сюнга в различных формах.

В 1722 году наказание за неисполнение указа сегуната о запрете сюнга стало гораздо более строгим. Производство эротических гравюр ушло в подполье, но полностью не прекратилось, а новейшие методы штучной печати позволили художникам наладить массовое производство гравюр по очень низкой цене. В таком виде японская эротическая гравюра сохраняла популярность вплоть до 20-го века, до повсеместного распространения фотографии. В конце концов, эротическая фотография полностью вытеснила гравюру.

Особенности сюнга

Качество и цветность отпечатков варьировалась в зависимости от места производства и личных предпочтений художников. Отпечатки, произведенные в Эдо, отличаются более богатой цветовой гаммой и насыщенностью тонов, чем точно такие же гравюры, произведенные в Осаке и Киото. Имела место разница в эстетических вкусах между этими регионами: эстетические вкусы Эдо стремились к роскоши и утонченности.

Хосода ЭисиХосода Эиси (1756-1829)

Важной, и сразу бросающейся в глаза особенностью японских эротических гравюр является преувеличение размера в изображении женского и мужского половых органов, что всегда привлекало любопытство западников. Но, учитывая характер гравюр и относительно небольшие размеры отпечатков, наиболее важные детали зритель едва ли заметил бы, будь они нормально спропорционированными. С художественной же точки зрения преувеличение размеров половых органов является свидетельством высокого мастерства художников - они грубо, но виртуозно, увеличивали некоторые части тела, оставляя другие в естественном масштабе, не нарушая читаемость сцен.

Почти во всех сюнга персонажи полностью одеты - немаловажная особенность, характеризующая психологический феномен простого японца и обывателя периода Токугава (нагота, то есть полностью голый человек, не воспринимается японцем как нечто эротическое, не вызывает никаких ощущений и ассоциаций). Кроме того одежды служат конкретным художественным целям: помогают зрителю различать юдзё разного ранга, в ряде случаев носят символический характер, а также служат для того, чтобы обратить внимание на некоторые части тела, то есть гениталии.

Форматы изданий сюнга

Каждый японский художник, за исключением, пожалуй, Судзуки Харунобу, создавал штучные иллюстрации - традиционная японская гравюра укио-э. Штучные гравюры не пользовались большим спросом и редко продавались отдельно. Вместо продажи устраивалось нечто вроде галерей, подобно кинотеатрам для взрослых, где посетители просто платили несколько йен за просмотр.

Сумиеси Гукей и Такеноучи КорецунуПриписывается Сумиеси Гукей (художник, 1631-1705) и Такеноучи Корецуну (каллиграф, 1640-1704)

Вторая форма сюнга - издание эротических книг небольших форматов, известных как энпон, "подподушечные" (книга под подушку). Такие книги производились еще в 11 веке и были очень дорогими. С прогрессом в области полиграфии художники смогли не только воспроизвести старые книги, но также издавать новые в больших количествах по низкой цене. Книги обычно содержали по 12 страниц с 12-ю изображениями (традиция, заимствованная из китайского искусства).

Третьей популярной формой сюнга был формат какемоно-э, т.е. прокручивающегося свитка. Стоили свитки дороже, чем книжки.

Послесловие

Япония имеет богатую сексуальную историю, к которой Западный мир стал проявлять интерес после фильма "Мемуары Гейши". Однако западное общество узрело в гейше лишь проститутку экстра-класса. В действительности же это далеко не так, хотя бы потому, что гейша буквально переводится как "деятель искусства", а класс гейш во все времена был очень уважаемым.

Каванабе Кёсай, часть комедийного триптихаКаванабе Кёсай (1831-1889), часть комедийного триптиха

Нельзя утверждать, что наравне с классом гейш не была распространена обыкновенная проституция. К женщинам легкого поведения применялось понятие "ойран", или "таю". Ойран были разного уровня достатка, многие нередко одевались и вели себя также как и гейши, потому, например, американцам очень трудно было отличить гейшу от недогейши, что, естественно, вводило в заблуждение относительно того, что гейша - это женщина легкого поведения. Между тем, опуская термин "деятель искусства", есть четкая грань различий даже между ойран и таю: ойран развлекали клиентов более утонченными способами, а таю - просто проститутки. Хотя и ойран и таю объединялись общим понятием "юдзё" - "женщина для удовольствия".

Факт: одни из более беззастенчивых эротических образов, которые когда-либо были созданы японскими художниками, принадлежат кисти Кацусика Хокусай. Широко известна его трепетная любовная сцена на гравюре "Женщина и осьминог".

Кацусика Хокусай, Женщина и осьминогКацусика Хокусай, Женщина и осьминог, страница из цикла "Саженцы сосны"

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...