Графика Джеймса Макнейла Уистлера

Автор: 26 августа 2015 в 07:15 в рубрике

Джеймс Макнейл Уистлер родился в США в 1834 году, но стал ключевой фигурой именно в Европейском искусстве 19 века.

В начале художественной карьеры, будучи в Париже, Уистлер подружился с несколькими доминирующими в то время художниками, включая Эдварда Мане, Фантин-Латур, а также писателями, таких как Шарль Бодлер. Но не они оказали влияние на творчество Джеймса Уистлера, а французская реалистическая традиция, вместе с гравюрами Рембрандта и голландской школой в целом, что отчетливо прослеживается в так называемой французской коллекции 1858 года. Это серия из двенадцати офортов, исследующих тему деревенского пейзажа.

Стилистическое развитие творчества художника в последующие 20 лет пошло, однако, несколько иным путем. Уистлер двигался к изображению, так сказать, эфирных сцен, а не повседневных.

Переехав в Англию, Уистлер создает экспрессивную серию из 16 офортов, посвященных Темзе: земля, вода, окружение, городские пейзажи.

Чтобы избежать банкротства в связи с судебными разбирательствами, Уистлер решил уехать в Венецию. Здесь он создает первый набор венецианских офортов, которые отличались красивыми живописными и поэтическими качествами - возвышенное видение в противовес обыденным сценам.

В Венеции Уистлер впервые познакомился с традиционной японской гравюрой укио-э. Традиция укио-э стала особенно влиятельной в европейском искусстве конца 19 века, и она же стала эстетической основой для композиций Уистлера. Из укио-э художник почерпнул некоторые особенности композиции, симметрии, нежные и томные позы персонажей, необычные ракурсы и точки зрения, а также линейные характеристики традиционной японской гравюры.

Французская серия

В 1958 году Уистлер задался целью увидеть картины Рембрандта в Амстердаме, но отсутствие средств на путешествие сделало желание временно невыполнимым. Вместо этого художник стал путешествовать с альбомом для рисования по Северной Франции.

Элинор Лейланд, 1873, интаглио сухой иглойЭлинор Лейланд, 1873, интаглио сухой иглой

Хотя Уистлер и не попал в столицу Голландии, он получил массу впечатлений от природы и сельской жизни Северной Франции. Благодаря этому он создал серию гравюр, называемую Французской коллекцией. Это рисунки, сделанные с натуры в тщательной и непопулярной манере художников Барбизона.

Коллекция "Темза"

Стена из извести, 1859, офорт, глубокая печатьСтена из извести, 1859, офорт, глубокая печать

Продавщица старого тряпья, 1858, интаглиоПродавщица старого тряпья, 1858, интаглио

В 1859 году Шарль Бодлер крайне нелестно высказался об унылых пейзажах, выставленных в парижском салоне. Он говорил, что все уже устали от пасторалей и призвал художников мыслить современно и альтернативно. Так под влиянием слов Бодлера и по мотивам произведений Чарльза Мериона Уистлер в период с 1850 по 1854 годы создает увлекательную серию офортов, в которых он пытается уловить суть малоизвестных фактов жизни столицы Англии. Река Темза в то время представляла собой практически трясину, окруженную грязью и болезнями. Берега были обрамлены деревянными постройками, часто заброшенными. И именно эту жизнь отразил Уистлер в 16-ти листах гравюр.

Венецианская серия

В конце 1870-х Уистлер оказался втянутым в судебные разбирательства с Джоном Рескин, известным британским критиком. Хотя Уистлер выиграл дело, однако вынужден был заплатить огромные гонорары адвокатам, в результате чего оказался в крайне тяжелом финансовом положении, вынужден был заложить все имущество, включая дом в Челси. Судебный процесс нанес серьезный урон репутации художника, и он вынужден был переехать в Венецию, дабы избежать дальнейшего усугубления ситуации.

Дверь, 1879, глубокий офорт, сухая иглаДверь, 1879, глубокий офорт, сухая игла

Уистлер прибыл в Венецию в сентябре 1879 года. Несмотря на холодную погоду и подорванное здоровье, Уистлер начал создавать серию работ, призванных раскрыть сущность Венеции. Аналогично коллекции "Темза", он изображает мало примечательные уголки города, часто с необычных ракурсов, применяя нестандартные композиционные приемы.

И снова работы Уистлера были подвергнуты критике за включение в композицию деталей повседневного быта. Но художник еще не знал, что эти образы станут привычными уже скоро, в работах импрессионистов.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...