Рой Лихтенштейн и американский поп-арт

Автор: 20 июня 2017 в 05:19 в рубрике

Рой Лихтенштейн принадлежит к сонму художников, принесших течению поп-арт международную известность. Родился (1923 г.), жил и работал в Нью-Йорке. Его художественная деятельность прерывалась лишь призывом на военную службу во время Второй Мировой войны. По возвращении из Европы работал на множестве временных работ, преподавал изобразительное искусство в нескольких университетах.

К середине 1960-х годов Рой Лихтенштейн нашел свой отличительный стиль, имитируя визуальную составляющую офсетной печати средствами изобразительного искусства. Широкую известность получил, создавая картины и гравюры, похожие на типографскую печать и комиксы одновременно. Каждая картина вызывала бурные споры, подвергалась жесткой критике за чрезмерное использование тривиальных методов и объектов для живописи и композиции.

Зачем вообще придумали поп-арт?

В период повышения благосостояния в 1950-60 годах молодые американские и британские художники не то, чтобы "бесились с жиру", но сумели выразить протест против абстрактной беспредметной живописи, ставшей излишне популярной. Истинно "народным" искусством они считали мультики, кинофильмы, упаковки товаров, рекламные постеры. В итоге поп-арт художники размыли границы между коммерческим искусством и предметами быта.

Какова роль Роя Лихтенштейна в поп-арт?

Рой Лихтенштейн намеренно делал гравюры и писал картины так, чтобы они выглядели как офсетная печать, машинное производство. Чтобы точки располагались строго упорядоченно и не смотрелись хаотично расставленными, использовались трафареты. Зачем? Затем, чтобы картина выглядела как рассматриваемый под лупой кусок комикса из дешевого журнала.

Рой Лихтенштейн в процессе резки гравюры

На фотографии Рой Лихтенштейн в процессе резки гравюры; мастерская Тайлера, 1990.

Точки Бэна

Поп-арт Лихтенштейна не столько интересуют комиксы, сколько технология, при помощи которой они печатаются на бумаге. Кто знаком с полиграфическим производством, в частности с технологией офсетной печати, знает, что оттиски печатной продукции делаются точками. Кто не знаком с полиграфией, пусть возьмет журнал или газету и посмотрит на любую картинку через увеличительное стекло. Под лупой станет хорошо видна сетка точек четырех цветов. Только четыре цвета применяются в полиграфии, чтобы воспроизвести полноцветное изображение (голубой, пурпурный, желтый и черный), но Лихтенштейн пользуется всеми возможными красками.

Shipboard girl

Shipboard girl, литография, 1965

Работа Shipboard girl показывает визуальный словарь Лихтенштейна: плоские области цвета, называемые полиграфистами плашками, смелые графические контуры, и так называемые точки Бэна, использовавшиеся некогда для затенения участков плашечного цвета. Shipboard girl - сосредоточение большинства признаков типичной героини комиксов: молодая, обычно блондинка; крупный план; приоткрытый рот; слегка наклоненная голова; большие, мягкие глаза; выражение сильной эмоции. Для пояснения происходящего настоящие комиксы снабжаются пузырями текста; у Лихтенштейна - визуальный каламбур на заднем плане в сочетании с оригинальным названием картины.

Текстовые пузыри

Лихтенштейн подражал стилистике комиксов, используя не только точки, усиленные лаконичностью линии, но и цвет с текстом. При этом художник выработал собственный стиль, приводя тусклые оттенки дешевой офсетной печати к ярким основным цветам, максимально упрощая и уплощая изображение.

Поп-арт

Crak!, литография, 1963–64

Литография Crak! базируется на одной из картин Лихтенштейна. Впервые опубликована как реклама собственной выставки (1963 г.) в галерее Лео Кастелли.

С оглядкой на историю искусства

Лихтенштейн перестал использовать идею комиксов к середине 1960-х. Поздние его произведения нередко отличаются юмористическим и даже непочтительным отношением к произведениям искусства. Художника больше интересовал вид, а не теория, потому он считал возможным "переделывать" импрессионистов начала 20-го века. Одним из многих художников, к картинам которого обращался Лихтенштейн, был Клод Моне (1840-1926). Так была создана серия картин и гравюр на основе стогов сена Моне.

Поп-арт

HA YSTACKS, литография с шелкографией, 1973

У Моне пейзажи со стогами сена - целая серия картин, написанных на протяжении четырех сезонов в разное время суток. "Живя" на пленэре, художники начала 20-го века изучали меняющееся освещение и влияние состояния освещения на объекты, что имело огромное значение для искусства в то время. Лихтенштейн же представил стога сена в абстрактно обезличенном виде.

Также Лихтенштейн развивал тему натюрморта. Помимо традиционных композиций и стандартных для натюрморта предметов, художник вставлял в композиции как собственные работы, так и картины Анри Матисса, Фернана Леже, Луиса Морриса.

Натюрморт с портретом

Натюрморт с портретом, литография, 1974

Натюрморт с портретом эксплуатирует все правила натюрморта, но в витиеватой рамке на стене висит портрет типичной американской домохозяйки 50-х годов 20-го века.

Поп-арт с многогранной трехмерностью

Идею превращения двухмерных изображений в трехмерные объекты Рою Лихтенштейну "подсказал" русский художник Алексей Явленский (1864 - 1941). Вдохновившись картинами Явленского, Лихтенштейн частично переключается на скульптуру, создавая немыслимые изображения человеческих фигур, многие из которых выглядели как машины. Точнее напоминали изделия, сделанные промышленным способом, хотя изготовлены руками в единственном экземпляре.

Безымянная голова

Безымянная голова, латунь, 1970

Для создания безымянной головы изначально была сделана масштабная модель, картонный макет. В одной из мастерских Лос-Анджелеса, по шаблону, при помощи специальных инструментов в латунной пластине прорезали фигурные отверстия. Однако именно отверстия скульптуры "Безымянная голова" считаются наиболее важным элементом композиции, потому что олицетворяют "отрицательное пространство" (такова задумка автора), пустоту вокруг предмета восприятия, привлекающую внимание к основной теме.

Взаимосвязь между реализмом и абстракцией

Взаимоотношения реальности и абстракции - одна из основных проблем, терзавших бедных художников на протяжении всего 20-го века. Лихтенштейн не стал исключением, отсюда серия "Профили быка" отразила метания современного искусства между вышеупомянутыми стилями.

Профили быка

Профили быка, литография, 1973-74

Изначально узнаваемая форма обыкновенного быка последовательно трансмутируется до чистейшей абстракции. Очертания животного постепенно сводится к основным элементам, отвечающим за узнаваемость: рога, хвост, хребет, ноги.

Рефлексия - отражения

Рефлексивная серия - это семь принтов, которые Лихтенштейн переиначил со своих ранних картин и гравюр. Отличаются тем, что изображения оттеняются таким образом, чтобы создавался эффект, будто действие происходит за стеклом или является отражением в зеркале.

Swee Pea

Кричащий мальчик, 1990

Кричащий мальчик - персонаж из мультфильма Swee’Pea (Popeye and Olive Oyl’s baby boy) и одновременно ссылка на "Крик" норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944). Произведение задействовует большинство полиграфических техник: литография, шелкография, линогравюра, металлизация, тиснение.

Обнаженка

Лихтенштейн всю жизнь собирал образцы популярной культуры, держа коллекцию по папкам в качестве идейного ресурса: фотографии, газетные и журнальные вырезки. Одна из поздних серий Лихтенштейна (1990-е), а именно обнаженка, является комбинацией журнальных вырезок с перекомпоновкой его ранних картин.

Обнаженная с голубыми волосами

Обнаженная с голубыми волосами, 1994

Отпечатки данной серии отличаются более светлой палитрой и использованием точек разных размеров для имитации светотени.

Тэг: Живопись
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...