Пьер Огюст Ренуар

Автор: 28 мая 2010 в 09:01 в рубрике

Известный своими чувственными и очаровательными полотнами сцен с обнаженными красавицами, Огюст Ренуар был гораздо более сложной и вдумчивой личностью, нежели принять считать. Будучи одним из основателей движения импрессионистов, тем не менее, он перестал проявлять интерес к движению после 1877 года. С 1880 года вплоть до начал 20-го века Ренуар развивал особое монументальное чувство стиля, который затем повлиял на творчество многих известных художников, таких как Пабло Пикассо.

Ренуар начал творческую карьеру как художник по фарфору, однако его амбициозные устремления простирались значительно дальше, в область живописного искусства. Осуществлять планы он начал в 1860 году с копирования картин в Лувре и чуть позже поступил в мастерскую художника Шарля Глейра, где познакомился с Клодом Моне, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Четверо друзей вскоре начали ходить на этюды в лес Фонтенбло, хотя Ренуару были ближе портреты. Ранние его портреты изображали обнаженных женщин с крепкими фигурами, находились под сильным влиянием Гюстава Курбе.

Летом 1869 года Ренуар работал вместе с Моне в La Grenouillere за пределами Парижа. Здесь, на пленэре, следуя за изменчивой обстановкой и игрой светотени, друзья старались писать быстро, широкими мазками краски, чтобы успеть "ухватить" солнечный свет, пробивающийся сквозь листья деревьев. Так свободные мазки и светлая палитра красок стали катализатором начала новой эстетики - движения импрессионистов.

Ренуар - Танцы в Мулен де ла ГалеттТанцы в Мулен де ла Галетт

После нескольких попыток пробиться на выставки в салонах, где работы его были отклонены, Ренуар решил присоединиться к Моне в деле создания общества независимых художников. Импрессионисты, как называли независимых художников, стремились охватить творчеством современную им жизнь, сосредотачивались на обычных людях в толпе, выходили работать на улицы. Самая знаменитая картина Ренуара этого периода - Танцы в Мулен де ла Галетт, представляющая обычных молодых гуляк Монмартра, которые флиртуют, гуляют, празднуют.

Склонность Ренуара к портретной живописи привлекла внимание ряда покровителей. Последовало несколько заказов на портреты от нескольких влиятельных лиц Франции. Одним из таких роскошных и амбициозных портретов, сочетающих неформальную близость и композиционную строгость, был портрет Маргерит Шарпантье с детьми. Картина, кроме того, показывает интерес Ренуара к японскому искусству. Она была выставлена в салоне в 1879 году и получила признание вместе с широким кругом заинтересованных покровителей и потоками денег.

Портрет Маргерит Шарпантье с детьмиПортрет Маргерит Шарпантье с детьми

Завтрак гребцовЗавтрак гребцов

Новообретенная финансовая свобода позволила Ренуару начать исследование других художественных направлений. Сомнения в правильности, спонтанности, а также бренность эстетики импрессионистов привели художника к отказу от участия в четвертой выставке импрессионистов в 1878 году. Вместо выставки Ренуар решил оглянуться на опыт старых мастеров в поисках постоянства. Его первая картина в новом духе - "Завтрак гребцов" - демонстрирует солидность и четкость в изображении фигур и их размещения в пространстве, особенно по сравнению с Мулен де ла Галетт.

В 1881 году Ренуар уехал в Италию продолжать самообразование в "величии и простоте древних художников", и вернулся оттуда влюбленным в Рафаэля. Отсюда фигуры на его картины приобретают монументальность и скульптурный характер. Лежащая обнаженная является отличным примером нового стиля живописи Ренуара в середине 1880-х годов: практически мраморная, четко очерченная фигура на фоне импрессионистического ландшафта. Пространственные отношения между обнаженной фигурой и аморфным окружением подчеркнуто неясно.

КупальщицаКупальщица

К концу 1880-х Ренуар делает уклон в сторону традиций старых мастеров классицизма и к колористической традиции Тициана и Рубенса, а также питает симпатию к чувственной красоте французского искусства начала 18-го века. Например, в картинах ренуаровских купальщиц мы явно замечаем влияние Рубенса.

В начале 20-го века Ренуар продолжал художественные эксперименты, несмотря на преклонный возраст и ухудшения здоровья. Он переселился в место с более умеренным климатом, на юг Франции недалеко от побережья Средиземного моря. Продолжая писать портреты, Ренуар одновременно занялся скульптурой. Но основное его творчество вращалось вокруг портретов обнаженных красавиц. Этот период ознаменовался огромной серией работ, среди которых были воспроизведения в различных вариациях старые темы купальщиц. Фигуры и формы художник часто преувеличивал, отчего Мэри Кассат отозвался о моделях, изображенных на картинах, как о "чрезвычайно жирных красных женщинах с маленькими головами". Тем не менее они восхищали Пикассо "Эдемской полнотой", а также Матисса и Майоля.

АвтопортретАвтопортрет

Ренуар в начале 20-го века был отмечен как величайший из современных французских художников, и не только за вклад в развитие течения импрессионизма, но и за бескомпромиссную эстетику его поздних работ.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...