Большая волна Кацусика Хокусай

Автор: 28 мая 2010 в 08:49 в рубрике
Страница 1 из 2. Список глав

Катсусика Хокусай

Кацусика Хокусай - наиболее известный японский художник, в котором по иронии судьбы японского меньше всего. Его самая известная гравюра - "Большая волна", однако, это далеко не традиционная японская живопись.

Внимание! Данная статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer.ru. Копирование текста статьи или его частей запрещено.

Кацусика Хокусай (1760-1849) жил в период Токугава. В Японии, где были сильны традиционные конфуцианские ценности и вместе с тем феодальное разделение на сословия, Хокусай считался художником элитным, был ярким представителем тогдашней богемы: дерзким, вздорным, непоседливым, агрессивным. Он постоянно шел на конфронтации со своим учителем, за что его выгнали из школы искусств. Как целеустремленный упрямый творческий гений, он был одержим искусством. За свою жизнь Кацусика Хокусай создал более 30-ти тысяч работ, в том числе живопись по шелку, гравюры, иллюстраций книг, эротические гравюры, живопись и многочисленные наброски. Его не волновала мысль о том, чтобы быть заметным и даже уважаемым; даже одну из своих картин он подписал, как "художественно-сдвинутый старик". Кроме того за свои 89 лет жизни Хокусай сменил свое имя около 30-ти раз и успел переехать по крайней мере из 90 домов. Мы посмеемся, но все же признаем Хокусая величайшим художником, которому традиционное искусство Японии обязано многими нововведениями.

"Начиная с шести лет у меня была мания рисовать всякие штуки. Когда мне исполнилось 50, я опубликовал проект Вселенной. Но все, что я сделал в 70, не заслуживает внимания. В 75 я кое-чему научился у природы, животных, растений, деревьев, птиц, рыб и насекомых. Вот когда мне будет 80, то увидите реальный прогресс. В 90 я углублюсь непосредственно в тайны жизни. В 100 лет я буду просто чудесным художником. В 110 я сотворю уже все, что смогу, а мои точки и линии получат новую жизнь. Для всех вас, кто собирается дожить до этого времени, я обещаю. что сдержу свое слово. Я пишу это уже на старости лет. Раньше я называл себя Хокусай, но сейчас подпишусь как "Безумный Старик, рассуждающий об искусстве"".

Хокусай начинал свое ученичество в качестве студента, как бы мы в наше время сказали, по классу гравюры на дереве (ксилография). Во время 600-летнего правления сегуната, Япония была закрыта от остального мира. Так или иначе связываться с западной культурой было запрещено. Тем не менее Хокусай каким-то образом достал европейские гравюры, сделанные путем оттиска с медных пластин, как это водилось в Европе. Единственный способ получения таких вещей в Японии была контрабанда. Из этих гравюр Кацусика Хокусай узнал, что такое свето-тень, растушевка, реализм и пейзажная перспектива. Конечно традиционная японская гравюра не могла себе позволить столь ювелирную точность рисунка, которая была достижима на меди, но Хокусай все же попытался перенести западные манеры в ксилографию (укио-э). Этим он естественно произвел хоть небольшую, но все же революцию в искусстве штучной гравюры Японии, чем активизировал традиционное японское искусство в целом. В особенности Хокусай пробудил интерес к пейзажу.

Хотя китайские и японские картины, с изображенными на них пейзажами и пользовались спросом на протяжении 1500 лет, но пейзажная живопись никогда еще не издавалась, будучи отпечатанной. Обычно это были пейзажи, нарисованные тушью или краской на бумаге или шелке. Кроме того, традиционная японская гравюра укио-э в целом изначально предназначалась для высшего сословия, которое более желало видеть в ней изображения уличной жизни, борцов сумо и гейш. Деревенские пейзажи и сюжетные сцены крестьянской жизни художниками игнорировались из-за отсутствия спроса.

Примерно за сто лет до этого в Европе пейзажная живопись уже достигла своего апогея, а к 1700 году нидерландская живопись стала настолько распространенной, что гравюры использовались как дешевые иллюстрации. Голландские торговцы пачками ввозили их контрабандой в Японию. Чаще всего медные пластины были завернуты в бумагу с оттисками их же самих. Эти бумажки обычно выбрасывали, но для Хокусай и других художников они были настоящей ценностью.

Кацусика Хокусай, можно сказать, научился гравюре на голландских и французских офортах, извлек из них очень многое, например, качество заливки и реалистичных теней, а позже перенес новые знания в свои пейзажные гравюры. Более того, он внес в свои работы красоту и спокойствие природы и единство человека с природой, и все это вместе внес в традиционное японское искусство. Вместо сегунов, самураев и гейш, которые были неизменными темами японского иллюстративного искусства на протяжении сотен лет, Хокусай обратился к простому человеку и его повседневным делам. В его "Большой волне" крошечные люди борются с гигантскими волнами, в то время как гора Фудзи изображена где-то там вдали.

Большая волна Кацусика Хокусай

"Большая волна" - самая известная из всех самых известных гравюр Кацусика Хокусай. В ней главным действующим персонажем является море, а не аристократия. Волны образуют как-бы рамку, через которую мы видим вдали гору Фудзи. Хокусай любил изображать воду в движении: здесь пена волн как когти захватывают рыбаков. Вершина волны здесь как форма Янь, соотносяшаяся с пустым пространством Инь под ней. Надвигающаяся катастрофа вносит напряженность в данную работу. На переднем плане мы можем заметить небольшой пик волны, представляющий собой как-бы Фудзи в миниатюре. Вместо сегунов и аристократов мы видим крошечные фигурки рыбаков в лодках, которые которые сползают вниз по волне и тут же ныряют прямо в следующую волну. Мощь природы уравновешивается уверенностью опытных рыбаков, поэтому все у них будет хорошо, поскольку, несмотря на сильный шторм, ярко светит солнце, как бы вселяя надежду.

Для людей Запада эта гравюра кажется квинтэссенцией японского искусства, но она не совсем японская. Традиционное японское искусство никогда не опускалось до изображения низших сословий, а в то время рыбаки были едва ли не самое низкое и презренное сословие японского общества). Потом, традиционная японская гравюра проигнорировала бы характер и не использовала бы перспективы, а также не уделило бы внимания тонким оттенкам неба. Элементы этой японской пейзажной живописи взяты из западной живописи: собственно, пейзаж, даль и перспектива, природа и обычные люди, все это было чуждым традиционному японскому искусству. "Большая волна" на самом деле западная живопись, как ее увидел японский глаз.

Кацусика Хокусай не просто использовал элементы западного искусства. В своих гравюрах он превратил голландский деревенский пейзаж в нечто совершенно новое, добавив в них чисто японский дух, прозрачность акварели и использование тонированных поверхностей как элемент картины. К 1880 годам японские гравюры были уже известны в Европе и по ним уже учились европейские художники, такие как Ван Гог и Уилстер. Таким вот образом западная живопись вернулась обратно на запад.

Тэг:
Комментарии (1)
Алексей 21 ноября 2012 в 11:41
Это искусство привлекает внимание своей выразительностью.
Написать комментарий...