Японский сад камней

Автор: 04 октября 2012 в 12:59 в рубрике

Искусство ландшафтного дизайна "дзен" садов (zen garden) появилась в Японии примерно в восьмом веке как отражение буддийской философии об убежище в тишине, гармонии и внутреннем умиротворении в процессе медитации. Сегодня наша речь о них и это последняя статья из цикла о дзен-дизайне.

Сад камней Ситеннои ХонбоСад Ситеннои Хонбо.

Японский сад камней первоначально назывался Керасансуи - "сухой стиль". Традиционно сад камней символизируют одновременно множество идей и вещей, и это нечто гораздо большее, чем просто красивое место для отдыха. Он - художественное выражение и одновременно Путь с элементами символизма.

В большинстве случаев ландшафт садов проектировался лишь для изображения различных аспектов культуры и философии, таких, как причина и следствие или инь и янь. Японский аристократ, разбивая сад камней у себя в замке, стремился в первую очередь к тому, чтобы ландшафт вызывал определенные поэтические образы: напоминал о прочитанной книге китайского поэта или об увиденной некогда картине художника. Это мог быть скалистый берег моря, поле камыша, одинокие сосны, да все, что угодно.

Сад камней в монастыре Комиёдзен ДзиВ монастыре Комиёдзен Дзи

Японские буддийские монахи уже примерно в 13 веке создали несколько иной стиль ландшафтного дизайна, который мы и называем сады дзен. В то время были востребованы и очень популярны минималистичные картины мастеров туши, и этот новый буддийский стиль воспроизводил пейзажи с картин китайских и корейских художников, используя подручный природный материал: белый песок, камни и кустарник. Сады дзен воссоздавали палитру, ритм и баланс картин.

Существует также стиль ландшафтного дизайна специально для чайных церемоний. Его особенностью было то, что сад начинался прямо с улицы и планировался так, чтобы дорожки всегда приводили к чайному домику. Такая планировка служила цели подготовить человека физически и духовно к медитации и отдыху за чашкой чая.

Элементы ландшафтного дизайна дзен.

Во-первых, каждый элемент имеет символический смысл и четко определенную цель. Никогда и ничего не делается просто так или для удовлетворения своего зрительного восприятия.

Скалы являются одним из наиболее важных аспектов и искусство подбирать камни передавалось из поколения в поколение. Правильное размещение камней способствует положительному потоку Ци. В зависимости от их формы, размера и внешнего вида они могут символизировать и художественно отражать все, что угодно: горы, острова, небо и даже лягушек.

Гравий, песок или мелкая галька охватывают большую площадь сада. Они в подавляющем большинстве случаев представляют воду и водную рябь. Узоры, искусно вырисованные на песке, служат тем же целям гармонизации Ци. Цвет песка, как правило, подбирается в оттенках белого, светло-кремового, серого или коричневого. Однако цвет тщательно подбирается исходя из условий освещенности, чтобы исключить влияние слишком сильного солнечного света.

Сад камней в музее АдатиМузей Адати

Вода также может присутствовать в саду в виде прудов, миниатюрных источников, водопадиков. Звук воды скрывает любые внешние звуки и создает более благоприятную атмосферу для медитации.

Деревья, растения и мох используется с осторожностью, потому что с их помощью художественно передаются эмоциональные образы. Сосны наиболее часто используются, поскольку они являются символом долголетия. Всего их два вида: черная и красная. Черная сосна подходит для построения дизайна заднего фона (они обычно растут вдоль побережья японских островов) и олицетворяют мужское начало, в то время как красная сосна подходит для создания горных сцен и олицетворяет женское начало.

Фонари нередко применяются дабы вызывать желаемое настроение. Как и все другие элементы дизайна, они должны быть сделаны только из природного материала, то есть из дерева или камня. Металл и бетон не подходят.

Мостики и дорожки всегда проектируются особенно тщательно, потому что их первостепенная задача состоит в том, чтобы с них открывались определенные виды на сад камней. Принимая во внимание буддийскую философию, функции дорожек и мостиков состояли вовсе не в том, чтобы удовлетворять эстетические чувства, но чтобы дать зрителю с разных точек зрения верный взгляд на реальность вещей.

Принципы дизайна.

В большой площади нет необходимости. Необходимое вполне способны обеспечить несколько квадратных метров.

Обязан доминировать конкретный художественный образ или философский смысл: ландшафт сада всегда воспроизводит ту или иную сцену из художественного произведения, будь то картина или стихотворение.

Создание ландшафта никогда не делается за один день. Часто на это уходят многие годы тщательного подбора материалов и элементов, которые бы идеально подходили к конкретному месту и сочетались между собой.

При разбивке сада все подобранные элементы сразу никогда не ставятся вместе, не группируются между собой. Напротив, создается несколько (пусть даже две или три) художественных композиций, но так, чтобы с определенной точки зрения одна группа доминировала. Если используются две композиционных группы, до дизайн относительно прост. Если же композиционных групп три или больше, то ландшафт проектируется таким образом, чтобы с одной точки зрения никогда не были бы видны сразу все группы. Какой-то один элемент всегда скрыт.

Симметрия для ландшафтного дизайна - абсолютное зло. Симметрия выглядит неестественно.

И последней принцип дизайна садов дзен - абсолютный минимализм. Сад камней - это не простая коллекция разных камней или садовых гномов. Здесь меньше значит больше.

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...