Китайский фарфор и надглазурная роспись

Автор: 08 ноября 2010 в 12:41 в рубрике

Красивая роспись на китайской фарфоровой вазе

Восемьсот лет назад португальцы впервые привезли из Китая в Европу фарфор. Белоснежная, тонкостенная и крайне прочная посуда, декорированная вручную изящной восточной росписью, покорила европейцев. Ничего подобного делать в то время в Европе не умели. Необыкновенный успех фарфора не давал покоя европейским керамистам. Было приложено много усилий, чтобы разгадать его секрет, но дальше изготовления фаянса дело не шло, а он лишь отдаленно напоминал фарфор, к которому китайские мастера предъявляли очень высокие требования. Они говорили, что посуда из фарфора должна быть "как зеркало блестящая, как бумага тонкая, как гонг звонкая, гладкая к сияющая, как озеро в солнечный день". Естественно, неуклюжая толстостенная фаянсовая посуда не отвечала всем требованиям, а значит, и не могла соперничать с фарфором, секрет производства которого китайские мастера ревниво охраняли.

Европейцы не раз пытались попасть в мастерские, где делали фарфор. В конце XVII века в одну из таких мастерских, по поручению ордена иезуитов, удалось проникнуть французскому монаху д'Антреколю. Проворному монаху удалось достать образцы минералов, из которых изготовлялся фарфор. Вместе с подробными, но путаными описаниями он отправил их в Париж. Присланные образцы долго изучали видные европейские ученые, среди которых был знаменитый Реомюр. Китайский секрет так и не удалось разгадать, но вскоре немецкий алхимик Иоганн Бетгер изобрел европейский фарфор, который ни в чем не уступал китайскому. Существует легенда, пытающаяся объяснить, как было сделано открытие. Однажды в парикмахерской после стрижки мастер припудрил Бетгера не совсем обычной пудрой - белым порошком местного происхождения. Алхимика заинтересовал этот порошок, и он взял его для опытов. Опыт увенчался успехом, и спустя некоторое время в мастерской Бетгера был получен первый европейский фарфор, известный под названием саксонского.

В России в 1746 году ученый Д. И. Виноградов самостоятельно разработал технологию изготовления фарфора, и его стали производить на императорском заводе под Питером.

В первой половине XIX века под Москвой, в районе Гжели, было организовано множество мелких предприятий. Гжельский фарфор отличался яркостью, выразительностью и многообразием росписи. Теперь в нашей стране десятки заводов выпускают самые разнообразные фарфоровые изделия, многие из которых декорируются росписью.

Вообще фарфор принято условно делить на 3 вида: хозяйственный, декоративный и художественный. К первому относятся чайные и столовые сервизы, а также чашки, тарелки, блюдца, солонки, подставки для ножей. Декоративный фарфор - изделия, служащие предметами убранства: вазы, настенные блюда, подсвечники, цветочные горшки. А художественный - скульптура малых форм.

Фарфоровые изделия декорируют подглазурными или надглазурными красками. Подглазурную краску наносят на фарфоровое изделие после прокаливания его в муфеле. После росписи изделие покрывают глазурью и снова обжигают в муфельной печи.

Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Хотя она и менее прочна, чем подглазурная, но имеет более богатую цветовую палитру, так как обжиг для закрепления происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись обычно стирают тряпочкой, смоченной скипидаром. Уже обожженную роспись исправляют повторной росписью с повторным закрепительным обжигом. Да и сам процесс надглазурной росписи значительно проще, чем подглазурной.

Фарфоровая тарелка с росписью по мотивам китайской классики

Цветочная роспись на китайской вазе из фарфора

Традиционные китайские сюжеты в росписи на фарфоровой тарелке

Фарфоровые изделия для росписи можно купить в посудном магазине. В продаже иногда можно встретить так называемую несортовую посуду без какой-либо росписи на ней - чашки, подносы, блюдца, тарелки. Любительскую роспись чаще всего делают на блюдцах и тарелках. Дно тарелки принято называть зеркалом, а края - бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой.

По прозрачности и чистоте красок надглазурная роспись напоминает акварельную живопись. Поэтому эскиз росписи тарелки обычно делается акварельными красками.

Надглазурные керамические краски продаются в виде тонкотертого порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов на самом деле определяют цвета красок, а флюс служит для закрепления. Под действием высокой температуры при обжиге флюсы оплавляются и приваривают окислы металлов к глазури.

Непосредственно перед самой росписью сухой красочный порошек смешивают на отдельных небольших стеклянных пластинках со скипидарным маслом. На стеклянную палитру выкладывается небольшое количество краски, добавляется немного скипидарного масла и перемешивается с краской шпателем до получения вязкой кашицы. Некоторые краски могут вступать в реакцию с металлом и загрязнятся, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу.

Краски на фарфор обычно наносятся без предварительного вспомогательного рисунка.

Если нужно сделать одинаковую роспись на нескольких предметах, то используется трафарет.

Основной инструмент при выполнении надглазурнои росписи - кисть. Наиболее подходящие кисти - из беличьего волоса несколько номеров. Кроме того, в надглазурной живописи иногда применяют гравировальный резачок и иглу. Резачком делают просветы в росписи, проскабливая краску до белой фарфоровой основы. Гравировальная игла тоже применяется для выполнения просветов, только более тонких. Этими же инструментами удаляют случайно попавшие на роспись пыль и соринки.

Свежие неудавшиеся участки, пока надглазурная роспись еще не обожжена, обычно стирают обычной тряпкой, смоченной скипидаром. Засохшую живопись удаляют одеколоном.

После окончания росписи надглазурные краски нужно подвергнуть закрепительному обжигу в муфельной печи.

Закрепительный обжиг надглазурных красок нужно производить при температуре, не превышающей 850 градусов. Нагрев должен быть постепенным, иначе краски могут вскипеть. От пережога краски могут перегореть и обесцветиться, а от недожога становятся матовыми.

Сюжетная роспись тарелки из китайского фарфора

Традиционная китайская роспись по фарфору

Посуда из фарфора с традиционной сюжетной для Китая росписью

Цветы и птицы в росписи китайского фарфора

минималистичная роспись на фарфоровой тарелке

Кубок из фарфора с росписью

Тэг:
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...