Гжель

Автор: 03 февраля 2018 в 09:28 в рубрике

Гжель - это не просто народный промысел, это район, состоящий из 27 деревень, объединённых в "Гжельский куст". Район расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас "Гжельский куст" входит в Раменский район Московской области. Район давно известен богатыми месторождениями глины, идеально подходящей для производства керамики, и, следовательно, для керамических отраслей, выросших вокруг месторождений. Фактически все 27 деревень давно занимались производством керамики. В 18 веке "Гжельский куст" стал известен как большой керамический центр, производивший не только глиняные изделия для чисто утилитарных целей, но также художественные и декоративные предметы. А в 19 веке слово Гжель стало синонимом уникальной русской керамики.

Изделия заводов Гжели, 18 век, майолика

Развитие гжельского керамического центра совпало с появлением майолики. В то время майоликовые изделия назывались в России цениной (происхождение слова неизвестно), а в Европе - фаянсом. Продукт обычно изготавливался из тонированных глин, имел массивную пористую оболочку и украшался эмалевыми цветами в полихромных тонах, обычно в "крестьянском" стиле. Правда ценина впервые была произведена в Москве при учреждении купца Афанасия Гребенщикова, нанявшего нескольких гончаров Гжели. Узнав секреты майолики, вернувшиеся домой гончары, стали делать собственные изделия. Это была майоликовая посуда с цветной росписью, глазурованная, но обожженная при низких температурах, потому не отличавшаяся долговечностью. К сожалению, мы понятия не имеем, кто эти гончары, их имена неизвестны. Однако начало было положено; в течение нескольких лет майолика Гжель стала успешно конкурировать с продукцией Гребенщикова.

Сине-белая гжельская роспись

Привычная для нас сине-белая роспись появилась относительно недавно, лишь в 19 веке. Ранее мода на подобную сине-белую роспись на фаянсе пришла в Россию из Голландии (постарался Петр Первый), а еще ранее Голландцы позаимствовали идею у китайцев.

В то время как знаменитая итальянская ренессансная майолика заимствовала предметный материал из современной живописи и служила исключительно декоративной цели, посуда Гжели, напротив, была утилитарна, украшалась двухмерной росписью чисто народного происхождения.

Ассортимент Гжель включал практически все виды домашней утвари: тарелки, кружки, кувшины и многое другое. Чаще всего это была глазурованная посуда без орнаментации, ценившаяся именно за свою гигиеническую белизну. Тем не менее, всегда существовал и всегда будет существовать спрос на привлекательные, красочные, художественные изделия, потому что каждый гончар стремился создать нечто индивидуальное, отчего каждое изделие Гжель уникально.

Предметный материал для росписи не обладает значительным тематическим разнообразием, не заимствовался из живописи или литературы, но был изобретением самого гончара, который преимущественно был неграмотный, зато проявлял художественную интуицию. Так обычные растительные мотивы, простое наблюдение за природой, деревенской и городской жизнью, пропущенное сквозь творческое воображение, стали неотъемлемой частью керамики Гжель. Дизайн представляет собой рисованный вручную рисунок, очерченный темным пигментом по светлой тонированной глазурованной поверхности, а затем украшенный зелеными, желтыми, коричневыми и синими пигментами.

В окрестностях Гжель нет ничего особенного. За исключением, конечно же, тянущихся до горизонта полей, синеватой окраины леса вдали. Может быть, эта мерцающая синяя дымка была перенесена на белоснежное поле фарфора Гжель? А может это первые цветы пробиваются из-под тающего снега? В любом случае то, что кажется простейшей домашней утварью, становится настоящим произведением искусства. Гжельская посуда пользуется огромной популярностью, как в России, так и за рубежом, узнаваемая сразу же по своей характерной сине-белой цветовой гамме, своеобразным рисункам и формам. Слово "Гжель" стало чрезвычайно популярным в наши дни, ассоциируясь с красотой и гармонией, сказкой и реальностью. Художественные работы Гжель привлекают любителей красоты из-за богатой фантазии и высокого мастерства их создателей. Гжель считается колыбелью и основным центром русской керамики. Именно здесь сложились ее лучшие черты и развивались самые высокие достижения народного искусства. Ключ к удивительному успеху находится в поразительной выразительности и уникальности Гжельского фарфора, который вызывает волнующие эмоции от общения с Матерью-природой. Неудивительно, что рисунки ручной росписи, взятые из природы, наиболее гармонично сочетаются с формой.

Сине-белая роспись удачно вписалась в культурный код русской ментальности – сочетание синего неба, белых церквей и золотых куполов (в современной гжельской росписи часто используется золочение). Но главный стилеобразующий элемент – это фирменный кистевой "мазок с тенями", способной создавать множество тончайших градаций синего цвета.

Ассортимент предметов настолько разнообразен, что трудно перечислить все. Наиболее типичные предметы - это чайники, кувшины, кружки, блюда, сахарницы, медовые горшочки. Это базовый набор порождает множество разных форм, происходящих от единственного предмета. Если возьмем, например, чайник, то найдем его также в виде диска, бочонка или сферы. Художники Гжели стремятся создать модели, как пригодные для массового производства сравнительно недорогих изделий, а также совершенно уникальных и дорогих предметов, предназначенных для выставок и музеев.

Сколько же на самом деле лет этому русскому народному промыслу?

Археологические исследования на территории Гжельского района подтверждают существование там керамики с начала 14 века. Это неудивительно, поскольку земля там всегда была богата высококачественными глинами.

Первое упоминание о Гжели как о местности относится к XIV веку: оно встречается в духовной грамоте, т.е. завещании Ивана Калиты 1328 года. Можно предположить, что стимулом для развития гончарного производства послужило присоединение гжельских земель к быстро растущему Московскому княжеству и получение московским князем ярлыка на великое княжение (1318 г.). Начиная с Ивана Калиты, на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

В середине XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича, Гжель стала эксклюзивным поставщиком аптекарских и алхимических сосудов для Аптекарского приказа в Москве. К ним предъявлялись повышенные требования по качеству. Именно это и положило начало керамическому производству в России. Уникальность этого района заключается еще и в том, что здесь никогда не было крепостного права (Гжель принадлежала императорскому двору). Ремесло было основным занятием местного населения. Это позволяло полностью сосредоточиться на оттачивании мастерства и совершенствовании технологий производства. В результате Гжель стала колыбелью и одним из основных центров керамического производства в России, периодически "отпочковывая" совершенно иные производства. Так, отцы-основатели империи «Кузнецовского фарфора» были родом из Гжели.

На карте России ранее не существовавший поселок под именем Гжель появился лишь в 10-х годах 20 века. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва - Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Вокруг станции в течение нескольких лет и вырос поселок.

Следует особенно подчеркнуть, что современное производство разительно отличается от того, что производилось в прошлые века. Это совершенно новое искусство, впитавшее художественный и технологический опыт, накопленный несколькими поколениями гончаров. Ведь не было никакого переходного периода; знания и навыки, ранее передававшиеся от отца к сыну, исчезли еще до начала Первой мировой войны. А хаос, последовавший после Октябрьской революции 1917 года, только укрепил мнение, что народное искусство керамики Гжель больше никогда не будет воскрешено.

Однако к 20-м годам прошлого века часть мастерских снова заработали. Только благодаря содействию нового советского правительства и специально созданным экономическим и социальным основам. Были организованы кооперативы и после мучительного восстановления индустрия Гжель вновь приобрела прочную экономическую основу. В 30-х годах решилась проблема производства высокохудожественных произведений, но вскоре в планы вмешалась война. Хотя работа была приостановлена на пару лет, к 1943 году гончары снова работали.

Попытки возрождения старых традиций после войны были предприняты уже искусствоведами, художниками и инженерами из научно-исследовательского института искусств и ремесел. Изучалась большая коллекция Гжели, хранившаяся в Государственном историческом музее в Москве, о которой знали лишь несколько специалистов. Тогда два подвижника – Н. И. Бессарабова и А. Б. Салтыков – на основе старых образцов возродили практически утраченные приемы производства фарфоровых изделий с кобальтовой подглазурной росписью. Их начинание подхватила и продолжила плеяда талантливых художников, впоследствии ставших классиками современного гжельского стиля – Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. И. Окулова и другие.

Гжельский фарфор Людмилы Азаровой

В 1972 году Ассоциация "Гжель" была создана на базе шести мелких предприятий, расположенных в нескольких деревнях. Творческие коллективы разработали новые образцы. Созданы абсолютно новые формы предметов. Картина стала богаче и современнее.

Сегодня Ассоциация "Гжель" - современное предприятие, состоящее из 6 заводов с общим количеством персонала около 1500 высококвалифицированных специалистов: художников, скульпторов и технологов. Они производят вазы Гжель, статуэтки, игрушки, предметы интерьера, такие как камины, люстры и другие фарфоровые изделия.

Роспись под Гжель

Любая роспись, напоминающая гжельскую, но не произведенная гжельскими мастерами, называться Гжелью не может. Мы можем лишь имитировать гжельский стиль, обязательно упоминая, что роспись произведена "под Гжель", имитация. Как, например роспись яиц на подставках

А в 12 году нам на рассмотрение и анализ прислали фотографии матрешек с идеей росписи под Гжель learn/599-matrjoshki-pod-gzhel. С тех пор мы мечтали сами сделать что-нибудь подобное, с сине-голубой росписью по белоснежному фону, но как-то не задавалось, не было таких заказов, а на роспись изделий "в стол" нет времени. Лишь недавно выполнили заказные матрешки с портретами по фотографиями, на которых одежды выполнены сине-голубой росписью по белоснежному фону, имитирующей гжельскую.

На иллюстрациях:

1. Изделия заводов Гжели, XVIII век. Майолика. Тарелка с петухом, кувшин, статуэтка "Баба с вёдрами", статуэтка "Щёголь в дрожках", квасник.

2. Гжельский фарфор Людмилы Азаровой, 1969. Слева - Квасник, справа - шкатулка "Самовар".

Тэг: Народные промыслы России
Комментарии (1)
Натали 04 февраля 2020 в 03:20
Озадачились семьёй, что толком не знаем ничего о гжели, кроме того, что роспись характерная синего на белом, и слово-то какое странное... Ваша статья пролила свет, фотоиллюстрации уместные, и языком понятным и спокойным написана. Надо же, как бывает, возродился промысел благодаря двум всего людям! Спасибо им и Вам.
Написать комментарий...