Послереволюционное искусство России

Автор: 08 апреля 2014 в 12:39 в рубрике

Статья из цикла "Искусство РСФСР"

Невозможно переоценить значение изобразительного искусства РСФСР, особенно таких крупнейших центров, как Москва и Ленинград, в развитии многонациональной советской культуры. Именно здесь, в центрах общественно-политической и культурной жизни страны, нашли наиболее яркое выражение важнейшие процессы развития советского изобразительного искусства, конкретнее и яснее обозначились контуры искусства новой исторической формации, определились его живые связи с прогрессивной культурой прошлого, зародились новые черты русского искусства.

Самой революцией был вызван к жизни массовый политический плакат. Он выполнял, прежде всего, функции политического массового агитатора, боевого помощника молодого Советского правительства в годы гражданской войны и интервенции. Но его значение не ограничивается этим. Плакат нес в себе определенные эстетические, художественные ценности, специфические стилистические черты, развитие которых можно проследить в графическом и отчасти монументальном искусстве более поздних периодов.

Многие плакаты, созданные в первые годы существования нашего государства, советские люди по праву считают своей классикой. Они занимали место в экспозициях крупнейших музеев СССР. Работы Д. Моора, В. Дени, "Окна РОСТА" В. Маяковского и М. Черемных были известны не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Огромный вклад в этой области сделан и такими художниками, как Н. Кочергин, И. Симаков, В. Лебедев, А. Радаков, Л. Бродаты и другие. Их работы не только свидетельство эпохи; в них заключались идейно-художественные истоки плаката периодов строительства социализма и Великой Отечественной войны.

С. Коненков, Павшим в борьбе за мир и братство народовС. Коненков "Павшим в борьбе за мир и братство народов"

Непреходящее значение для советского искусства имел и знаменитый ленинский план монументальной пропаганды. Пути развития советского монументального искусства, его революционно-демократическая направленность, государственный размах, его роль в эстетическом воспитании народа определились в те далекие годы, когда молодое государство восстанавливало войной хозяйство. О памятниках тех далеких лет мы говорим как о первых произведениях искусства социалистического реализма. Одним из интереснейших произведений, созданных по плану монументальной пропаганды, является символико-аллегорическая доска С. Коненкова "Павшим в борьбе за мир и братство народов", выполненная в 1918 году и установленная у Кремлевской стены на Красной площади в Москве (сейчас находится в Государственном Русском музее).

Б. Кустодиев, БольшевикБ. Кустодиев "Большевик"

Неповторимое своеобразие искусства начала 20-х годов определяли и произведения станковой живописи. В работах художников старшего поколения отразились мысли и чувства людей, с радостным волнением принявших социалистическую революцию. Некоторые из них выражали свои представления в образах наивно-символических, но обладавших вместе с тем большой привлекательностью. Наиболее яркой среди таких работ можно считать картину Б. Кустодиева "Большевик". Иная тенденция видна в замечательном пейзаже А. Рылова "В голубом просторе". Этот пейзаж, выполненный в последовательно-реалистических традициях, отличается необычайной энергией живописи, вызывает ощущение бодрости, приподнятости. Своеобразное представление о рождении нового выразил К. Петров-Водкин в полотне "1918 год в Петрограде", представив молодую женщину в образе Мадонны. В обращении Петрова-Водкина к традициям русской иконы мы ясно видим стремление художника подчеркнуть возвышенность, поэтичность простой русской женщины.

Кузьма Петров-Водкин, 1918 год в ПетроградеКузьма Петров-Водкин "1918 год в Петрограде"

Родоначальниками русского советского изобразительного искусства были люди, чей творческий путь определился еще до 1917 года, художники, воспитанные на традициях передовой русской художественной культуры. Многим из них потребовался более или менее длительный период, прежде чем произошедший социальный переворот был ими принят и отразился в творчестве. Но тем разительнее и ярче проявились новые качества в произведениях русских художников, которые крепкими узами были связаны с русской дореволюционной художественной культурой. Такие мастера живописи, как М. Нестеров, В. Бакшеев, С. Малютин, Н. Касаткин, К. Юон, П. Кузнецов, П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, К. Петров-Водкин, А. Шевченко, скульпторы Н. Андреев, Л. Шервуд, А. Матвеев, И. Шадр и многие другие переживали духовный подъем, жадно впитывали идеи, запросы и настроения времени.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...