Ошибки начинающих живописцев

Автор: 08 декабря 2013 в 07:04 в рубрике

Объективные проверки различных сочетаний красок дают достаточно ясное представление о точности цвета, т.е. о качестве сочетания отдельных красок используемой палитры. Проверки полезны для определения способности красочного слоя точно воспроизводить дополнительные цвета, а также имитировать такие оттенки, которые невозможно получить, пользуясь обычными материалами в обычных условиях. Однако контроль цветности полотна ничего не проясняет в области понимания достоинств будущей живописи. Как не трудно догадаться, для понимания потребуется создать готовое, законченное живописное полотно.

Правка законченной живописной картины, особенно акварельной, - занятие не для слабонервных. Конечно, имея многолетний стаж, можно научиться улучшать работу минимумом росчерков, но ее намного легче испортить, изменить до неузнаваемости.

Художник имеет возможность бесконечной правки живописи для улучшения ее цветовой палитры и отдельных оттенков, однако следует знать, что данное занятие равнозначно блужданию по кругу: стоит изменить что-либо в одном месте картины, как возникает необходимость правки другой. В действительности, и часть знакомых художников, которые в теме, это подтверждают, уменьшение максимального количества неточностей происходит за счет увеличения среднего количества неточностей. Потому вопрос правок является вопросом целесообразности: иногда полезнее перетянуть холст и начать заново.

Живопись драпировкиДрапировка и фрагмент драпировки. Слева - плохо: отсутствует живопись. Справа - хорошо: цветовой тон разобран по теплохолодности.

Написанное выше и последующие абзацы статьи предназначены к изучению для начинающих художников, ибо мастера на такие моменты внимания не обращают. Главная цель мастера - как можно более точно отразить в живописи задуманное, а главной целью ученика должно стать стремление сократить количество ошибок, ведь иначе научиться живописи нельзя.

Опуская вопрос "некрепкого" рисунка, замечаем, что большинство проблем начинающих сводится к стремлению правильно воспроизвести цветовой диапазон. Иными словами, ученики не обладают достаточным опытом смешивания красок. Наиболее очевидные ошибки возникают в таких областях картинной плоскости, как самые светлые и самые темные тона, а также в локально окрашенных поверхностях. Поэтому следует сначала выяснить, какого рода ошибки появляются чаще всего, а затем решить, насколько оправданным будет их устранение за счет работы в других участках полотна.

Пример ошибки в светлых тонах - градация бликов. Наиболее яркий блик всегда кажется наиболее близким к зрителю, однако это не справедливо для таких композиций, где на заднем плане располагается зеркальная поверхность, дающая наиболее яркий блик, а на переднем темная и матовая поверхность, блик которой размыт и не ярок.

Блики в живописиНа реальной фотографии (вверху) блики не дальних и ближних предметах практически не разнятся по яркости. Для достижения пространственной глубины художник намеренно гасит блик на стеклянной поверхности (натюрморт внизу).

Пример ошибки в самых темных тонах - градация плотности тени от ближнего плана к дальнему. Здесь визуальный эффект как бы нарушает законы физики. На холсте близкий и светлый объект имеет более глубокую тень, чем наиболее дальний и темный. В реальности данное условия не обязательно выполняется.

Оба примера служат целям моделирования глубины пространства, а также форм. Третья же ошибка относится более к окружению объектов, например, драпировки позади обнаженной натуры. Вопрос объектного окружения состоит только в подходе к написанию подобных поверхностей: окрасите ли вы соответствующие места холста одной краской, похожей на ту, которой драпировка окрашена, или же проявите живописное мастерство - напишите драпировку цветно, согласно лучшим традициям русской живописи.

За исключением природных дарований, абсолютно все ученики страдают общей болезнью - соблазном вносить правки в живопись для устранения недостатков, от которых желательно бы избавиться, начав новую работу. На первый взгляд, начинать живопись сначала намного сложнее, чем править написанное, но, в конечном счете, все оказывается наоборот.

Не следует забывать, что живопись - это результат выполнения длительного процесса со многими факторами непостоянства. Изменение этих факторов на ранней стадии учебного процесса однозначно усиливается при формировании мастерства живописца.

Если ваша живопись страдает значительными недостатками, не спешите называть себя живописцем. Лучше проанализируйте свои возможности.

Тэг: Теория искусства (философия)
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...