С чего начинать творить

Автор: 08 декабря 2013 в 07:09 в рубрике

Первый шаг к осмыслению собственного творчества

Свершилось чудо! Вы приобрели кисточки, красочки, ознакомились с рядом узкотематических статей по технике живописи, просмотрели множество авторских галерей, прочитали книгу "Рисуем сами". Что же дальше? Если вы впервые взяли в руки кисточку, то наш священный долг предупредить вас, что, к сожалению, метод проб и ошибок, который помогал вам в другом деле, в случае с художественным творчеством совсем не эффективен. Освоение мастерства живописца во многом напоминает долгое путешествие. Вы не приблизитесь к пункту назначения до тех пор, пока не выработаете четкую технику.

Необходимо помнить, что любое путешествие не обходится без незапланированных событий и неожиданных встреч.

Первостепенные вопросы живописного произведения

Перед проведением первого в жизни мазка, ответьте себе на несколько фундаментальных вопросов.

Какова "природа" создаваемого вами полотна? Предназначен ли он для дарения, вывешивания на стену или сразу пойдет в мусорную корзину? А может он отсканируется и будет использоваться в электронном виде?

Каким окажется конечный (обрезной) формат? Нарисуете ли вы изображение на целый альбомный лист или обрежете нарисованное под нужный формат?

Ваша живопись - самостоятельное, законченное произведение, или часть альбома, серии.

Позволяют ли вам ваши знания и умения сразу создать нечто стоящее, достойное внимания?

Будете ли вы показывать законченную работу кому-либо, или оставите себе?

На какую аудиторию рассчитана работа? Насколько долго его содержание останется актуальным?

Каково содержание живописи?

Если вы не можете ответить на все эти вопросы, то отложите кисти в сторону, холст подарите ребенку и дальше данную статью не читайте. Вернетесь к ней позже.

Зато, как только вы сможете ответить на все представленные вопросы, общий образ будущего творения "появится" в вашем уме. Приступив к материальному воплощению образа, вы можете выбрать несколько вариантов дальнейших действий. Опытные живописцы, обученные академической живописи, используют черновые композиционные наброски и только затем берутся за полный формат. Остальные художники, с пренебрежением относящиеся к "старинным" методологическим разработкам, не склонны пользоваться архаичными средствами - они пишут сразу в формат.

Примеры мазков кисти

Примеры мазков, оставляемых акварельными кистями из натурального волоса (слева направо):

  • большая беличья №10;
  • китайского типа, эквивалентная №9, стандартного соболий волос;
  • китайского типа, эквивалентная №7, стандартного соболий волос;
  • китайского типа, эквивалентная №5, стандартного соболий волос;
  • круглая №3, соболий волос;
  • круглая №2, соболий волос.

Примеры мазков кисти

Примеры мазков, оставляемых синтетическими кистями (слева направо):

  • №12 овальная,
  • №8 овальная короткая,
  • №2 овальная длинная,
  • №8 контурная,
  • №2 контурная,
  • №4 круглая,
  • №8 плоская,
  • №5 плоская,
  • №2 плоская,
  • №8 круглая,
  • №4 круглая,
  • №2 круглая.

Примеры мазков кисти

Некоторые разновидности и кистей (слева направо):

  • плоская щетиновая,
  • японская,
  • синтетический флейц,
  • комбинированная плоская (флейц),
  • синтетическая №14б,
  • комбинированная №12,
  • колонковая №6,
  • колонковая №3.

Предугадать, с какими трудностями в процессе живописи столкнетесь, вы не сможете. Это доступно лишь самому прилежному и педантичному ученику, который ничего из виду не упускает. Зато, и это распространенное в художественной среде мнение, что, как только у вас созреет образ будущего произведения, можете смело браться за его материальное воплощение.

Работа над ошибками учащегося

Цель параграфа работы над ошибками - дать ответ на часто задаваемый вопрос и упрек в наш адрес: мы крайне редко упоминаем о таких "важных" мелочах, как, например, марка, номера и типы кистей, используемых в конкретной работе (см. комментарии к "Тагильская роспись: мастер-класс техники одного мазка").

Первая и наиболее серьезная ошибка начинающих, которая затем распространяется подобно вирусу на всю дальнейшую практику, сильно мешая творчеству, - забота о типе и номере кистей. К ошибкам можно отнести также чрезмерную заботу об огромном количестве мелочей, например, о поисках и приобретении краски строго заданной марки. Начинающему следует, прежде всего, понять, что качество мазка не находится в непосредственной зависимости от использования "правильных" кистей - качество мазка зависит от прямых рук и понимания, зачем вы все это делаете! Начинающему никак не поможет в учебе знание того, какими кистями пользуется мастер по росписи в конкретной работе, поэтому опытные учителя всегда ограничиваются лишь общими советами (например, для подмалевка на большом формате лучше всего подходит малярный флейц), оставляя свободу выбора инструментов ученику.

Роспись на разделочных досках в духе нижнетагильской (см. по ссылке выше) вполне реально выполнить обыкновенной малярной кистью и половыми красками, причем качество росписи от этого не пострадает. Потому что качество росписи зависит не от материалов и инструментов, но напрямую от прямоты рук и понимания процесса. Понимание процесса появится само собой рано или поздно. Понимание процесса приходит из наблюдения за поведением материалов. Наблюдайте, как ведет себя краска при мазках различного типа кистями: ложится гладко или бороздами, растекается или становится бугром. А руки выпрямит лишь многолетняя практика работы с различными материалами и инструментами - долгий и трудный процесс. Просто берите кисти, краски и пишите, много пишите, экспериментируйте, пробуйте различные материалы и инструменты - не бойтесь. Только при непосредственной работе ученик сами для себя определяет, какие кисти подходят лучше всего, лично ему и для какой цели.

Роспись не подчиняются порядку чисто технических манипуляций с кистями и красками, поэтому до сих пор не существует в природе универсального методического руководства по применению художественных средств к работе над росписью изделия любого типа. Пытаться создать такое руководство не только пустая трата времени, но и абсолютное зло. Потому что оно способно создать в голове учащегося определенную модель поведения, от которой потом трудно отойти, которую потом трудно сломать или переопределить. Примером "смоделированного" поведения может служить любое поточное производство расписных изделий, где в мастерских сидят мастерицы художницы и по 20 лет подряд расписывают одни и те же матрешки, одними и теми же кистями под одну и ту же модель. Вы ведь не этого хотите?

Тэг: Теория искусства (философия)
Комментарии (2)
Вера 17 января 2017 в 21:20
Началась статья так категорично, что я уж не хотела читать. Много полезного материала по мазкам и кистям, я согласна со многим вышесказанным. НО! Если вы не можете создать коммерческое полотно, это не значит, что вы не можете рисовать.
Отдайте холст ребенку. Аэлита Андре, например прославилась будучи ребенком.
Но если вы будете слушать мнение автора статьи - то будь вы хоть сто раз гениальны - никогда не раскроете в себе талант. Потому что сначала нужно попробовать, а уж потом заняться образованием.
И потом, неужели ответы на поставленные вопросы не ведут художников к изготовлению канонических "матрешек"?!
Администратор 18 января 2017 в 18:10
Вера, это типичное заблуждение, повторяемое всюду и из раза в раз. Талант не существует сам по себе; талант всегда существует в какой-то среде, и раскрывается тоже в каком-то окружении. Это я к тому, что будь вы сто раз гениальны, вне окружения других людей ваш талант не существует. А знаете сколько таких талантов через меня прошло? По пальцам не пересчитаю. И, наоборот, можно пересчитать по пальцам (используя и ноги) общепризнанных мировых гениев, которые нигде, никогда и ни у кого не учились, не слушали чужих мнений.
А почему нужно сначала попробовать, а потом заниматься образованием? Согласно такой логике, получается, что: человек, обосновавший механизм цепной реакции при достижении ураном критической массы, сначала атомную бомбу таки взорвал (а ведь было наоборот). А тот, кто изобрел цианистый калий, сначала его попробовал на вкус и, естественно, умер.
Вышеупомянутые вопросы нужны не для того, чтобы на них искать ответы, а для того, чтобы человек прежде всего остального начал думать. Нельзя отказывать таланту в необходимости думать, как не стоит и принимать высказанное мнение за истину в последней инстанции.
К изготовлению канонических матрешек ведет конъюнктура и отсутствие способности думать.
Написать комментарий...