С чего начинать творить
Первый шаг к осмыслению собственного творчества
Свершилось чудо! Вы приобрели кисточки, красочки, ознакомились с рядом узкотематических статей по технике живописи, просмотрели множество авторских галерей, прочитали книгу "Рисуем сами". Что же дальше? Если вы впервые взяли в руки кисточку, то наш священный долг предупредить вас, что, к сожалению, метод проб и ошибок, который помогал вам в другом деле, в случае с художественным творчеством совсем не эффективен. Освоение мастерства живописца во многом напоминает долгое путешествие. Вы не приблизитесь к пункту назначения до тех пор, пока не выработаете четкую технику.
Необходимо помнить, что любое путешествие не обходится без незапланированных событий и неожиданных встреч.
Первостепенные вопросы живописного произведения
Перед проведением первого в жизни мазка, ответьте себе на несколько фундаментальных вопросов.
Какова "природа" создаваемого вами полотна? Предназначен ли он для дарения, вывешивания на стену или сразу пойдет в мусорную корзину? А может он отсканируется и будет использоваться в электронном виде?
Каким окажется конечный (обрезной) формат? Нарисуете ли вы изображение на целый альбомный лист или обрежете нарисованное под нужный формат?
Ваша живопись - самостоятельное, законченное произведение, или часть альбома, серии.
Позволяют ли вам ваши знания и умения сразу создать нечто стоящее, достойное внимания?
Будете ли вы показывать законченную работу кому-либо, или оставите себе?
На какую аудиторию рассчитана работа? Насколько долго его содержание останется актуальным?
Каково содержание живописи?
Если вы не можете ответить на все эти вопросы, то отложите кисти в сторону, холст подарите ребенку и дальше данную статью не читайте. Вернетесь к ней позже.
Зато, как только вы сможете ответить на все представленные вопросы, общий образ будущего творения "появится" в вашем уме. Приступив к материальному воплощению образа, вы можете выбрать несколько вариантов дальнейших действий. Опытные живописцы, обученные академической живописи, используют черновые композиционные наброски и только затем берутся за полный формат. Остальные художники, с пренебрежением относящиеся к "старинным" методологическим разработкам, не склонны пользоваться архаичными средствами - они пишут сразу в формат.
Примеры мазков, оставляемых акварельными кистями из натурального волоса (слева направо):
- большая беличья №10;
- китайского типа, эквивалентная №9, стандартного соболий волос;
- китайского типа, эквивалентная №7, стандартного соболий волос;
- китайского типа, эквивалентная №5, стандартного соболий волос;
- круглая №3, соболий волос;
- круглая №2, соболий волос.
Примеры мазков, оставляемых синтетическими кистями (слева направо):
- №12 овальная,
- №8 овальная короткая,
- №2 овальная длинная,
- №8 контурная,
- №2 контурная,
- №4 круглая,
- №8 плоская,
- №5 плоская,
- №2 плоская,
- №8 круглая,
- №4 круглая,
- №2 круглая.
Некоторые разновидности и кистей (слева направо):
- плоская щетиновая,
- японская,
- синтетический флейц,
- комбинированная плоская (флейц),
- синтетическая №14б,
- комбинированная №12,
- колонковая №6,
- колонковая №3.
Предугадать, с какими трудностями в процессе живописи столкнетесь, вы не сможете. Это доступно лишь самому прилежному и педантичному ученику, который ничего из виду не упускает. Зато, и это распространенное в художественной среде мнение, что, как только у вас созреет образ будущего произведения, можете смело браться за его материальное воплощение.
Работа над ошибками учащегося
Цель параграфа работы над ошибками - дать ответ на часто задаваемый вопрос и упрек в наш адрес: мы крайне редко упоминаем о таких "важных" мелочах, как, например, марка, номера и типы кистей, используемых в конкретной работе (см. комментарии к "Тагильская роспись: мастер-класс техники одного мазка").
Первая и наиболее серьезная ошибка начинающих, которая затем распространяется подобно вирусу на всю дальнейшую практику, сильно мешая творчеству, - забота о типе и номере кистей. К ошибкам можно отнести также чрезмерную заботу об огромном количестве мелочей, например, о поисках и приобретении краски строго заданной марки. Начинающему следует, прежде всего, понять, что качество мазка не находится в непосредственной зависимости от использования "правильных" кистей - качество мазка зависит от прямых рук и понимания, зачем вы все это делаете! Начинающему никак не поможет в учебе знание того, какими кистями пользуется мастер по росписи в конкретной работе, поэтому опытные учителя всегда ограничиваются лишь общими советами (например, для подмалевка на большом формате лучше всего подходит малярный флейц), оставляя свободу выбора инструментов ученику.
Роспись на разделочных досках в духе нижнетагильской (см. по ссылке выше) вполне реально выполнить обыкновенной малярной кистью и половыми красками, причем качество росписи от этого не пострадает. Потому что качество росписи зависит не от материалов и инструментов, но напрямую от прямоты рук и понимания процесса. Понимание процесса появится само собой рано или поздно. Понимание процесса приходит из наблюдения за поведением материалов. Наблюдайте, как ведет себя краска при мазках различного типа кистями: ложится гладко или бороздами, растекается или становится бугром. А руки выпрямит лишь многолетняя практика работы с различными материалами и инструментами - долгий и трудный процесс. Просто берите кисти, краски и пишите, много пишите, экспериментируйте, пробуйте различные материалы и инструменты - не бойтесь. Только при непосредственной работе ученик сами для себя определяет, какие кисти подходят лучше всего, лично ему и для какой цели.
Роспись не подчиняются порядку чисто технических манипуляций с кистями и красками, поэтому до сих пор не существует в природе универсального методического руководства по применению художественных средств к работе над росписью изделия любого типа. Пытаться создать такое руководство не только пустая трата времени, но и абсолютное зло. Потому что оно способно создать в голове учащегося определенную модель поведения, от которой потом трудно отойти, которую потом трудно сломать или переопределить. Примером "смоделированного" поведения может служить любое поточное производство расписных изделий, где в мастерских сидят мастерицы художницы и по 20 лет подряд расписывают одни и те же матрешки, одними и теми же кистями под одну и ту же модель. Вы ведь не этого хотите?