Оценка цвета в теории для фотографа и полиграфиста

Автор: 24 ноября 2013 в 17:33 в рубрике

Живописное полотно обычно "продукт" единичный, уникальный и эксклюзивный. В отличие от фотографии, живопись не предназначается для репродуцирования, печати, и допускает бесконечное количество редакций непосредственно на себе самой. В случае же фотографии единственным способом произвести оценку ее качества является печать. Хотя бы в виде упражнения по определению правильности выбранного пути.

Однако оценку фотоснимка путем его репродуцирования можно рассматривать, как попытку дать определение субъективным предпочтениям. Выявив же несоответствие репродуцированных снимков своим предпочтениям, можно попытаться улучшить технику съемки. Второй причиной привычки распечатывать фотографии - систематическая оценка цветового профиля.

В большинстве случаев бытового использования цифровых фотокамер фотопечать не подразумевается. Массовое производство дешевых пленочных фотоаппаратов осталось позади, постепенно забывается, нет более необходимости зависеть от фотосалонов, где заказывалась проявка отснятой пленки с последующей печатью фотоснимков самого наихудшего качества. Фотографии теперь делаются для просмотра на экране, ибо население планеты владеет фототехникой, встроенной даже в телефон. Для фотохудожника, использующего дорогостоящую технику, и нередко пленку, репродуцирование работ - обязательное средство "ориентирования на местности" собственного творчества. Окончательная оценка снимка делается на глаз, поскольку именно человеческое зрение воспринимает фотоснимок и способно разглядеть его недостатки.

Здесь вполне вероятны заблуждения относительно цветопередачи, связанные с внешними условиями просмотра. Нужно убедиться, что недостатки изображения и цветопередачи имеют отношение к технике съемки, а не к материальному носителю. Однако подобные проверки всегда покрыты налетом субъективного суждения, поскольку нет ни одного верного способа привести в соответствие снимок, видимый на экране и напечатанный на бумаге.

Отсюда у фотографа может появиться желание откалибровать камеру, чтобы каждый произведенный фотоснимок соответствовал определенной модели личных предпочтений. Но подобное занятие, как и калибровка принтера под какую-то "усредненную" модель, напоминает бегство от реальности, потому что практически не бывает одинаковых фотографий и снимки, сделанные в контражуре, нельзя печатать так же, как и снимки вечерней аллеи, освещенной рядом фонарей. Поэтому к калибровке камеры и принтера следует прибегать лишь как к крайнему средству. Готовить же фотографии к печати придется каждую по отдельности.

Обложки тетрадей

На иллюстрации вверху фотография обложки, внизу электронный ее вариант. Разница заметна невооруженным взглядом.

Теперь расскажем о самом сложном процессе, которым занимаются исключительно профессионалы. Из дальнейшего станет ясно почему.

Практически любая оценка цвета отпечатка несет метамерный характер, ибо имеет зависимость от условий освещенности. Метамерия - это явление восприятия разных образцов цвета как одного и того же цвета. Под разными образцами цвета мы подразумеваем два объекта с различными спектральными характеристиками. Потому для оценки отпечатков рекомендуется их просматривать в строго контролируемых условиях освещения. Более того, просмотровое помещение должно быть без окон, наличие потолка, пола и стен, окрашенных в серый цвет, обязательно, а одежду следует носить нейтрально-серого или черного цвета.

Мы не рекомендуем создавать столь "идеальные" условия, потому что они вредны для здоровья физического и психического.

Где может пригодиться описываемая здесь теория? Конечно же, при оборудовании художественной мастерской. Все большие площади поверхностей, попадающие в поле зрения, желательно выкрасить в как можно более нейтральный цвет. Помимо стен, потолка и пола нейтральных тонов нужно постараться создать минимум контраста окружающих предметов, поскольку контраст темного мольберта к светло-серому тону стены может помешать правильной оценке цветности живописи. Также следует помнить, что какой-либо оттенок, добавленный в нейтральный тон стен, сработает как дополнительная подцветка. Подкрашивая побелку потолка синькой, как это делалось в советское время, вы увеличите желтовато-розовую подцветку во всех своих работах.

Об освещении мы уже пытались рассуждать в статье "Энергосберегающие лампы".

Заканчивая статью, дадим два полезных совета, которые помогут избежать трудностей определенного характера при живописи с натуры:

  • 1) сопоставляете яркость оттенка, а не цвет;
  • 2) не размещайте картинную плоскость в одном поле зрения с объектом натурной живописи.
Тэг: Цветоведение
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...