Цветовые характеристики живописи: точный цвет в зависимости от материала

Автор: 14 июля 2010 в 10:39 в рубрике

Насколько можно судить по отсутствию каких-либо публикаций и упоминаний, никто доселе не задавался вопросом количества наносимой, например, акварельной краски в зависимости от сорта бумаги. Произвести измерения представляется довольно трудной задачей, однако чисто теоретически, рекомендуемая для акварельной живописи специальная акварельная бумага, водные краски воспринимать обязана гораздо лучше, нежели лист ватмана обыкновенного. Художники по личному опыту знают, что ватман сильнее впитывает воду, и что при переходе на другие сорта акварельной бумаги придется поэкспериментировать с ними. Разница обычно наблюдается в прозрачности и яркости оттенков, причем лучшие показатели, конечно, у дорогой акварельной бумаги. Потому при достижении некоторого баланса в соотношении стоимости и качества приходится идти на компромисс, жертвуя одним ради другого.

Оценка цветовых характеристик

Оценка цветовых характеристик возможна лишь путем точных измерений спектрофотометрами. В то же самое время зрение обычного наблюдателя не замечает принципиальной разницы между двумя идентичными сюжетами, написанными один на листе ватмана, а другой - на дорогой акварельной бумаге. Более того, проведенные эксперименты убедительно доказывают, что большинство зрителей не только не способно угадать, какая использована бумага, но также как минимум 50% испытуемых считало, что живопись на ватмане лучше.

Зачем же тогда покупать дорогие материалы, если нет разницы? На самом деле разница есть. Состоит она в большей простоте живописи на высококачественном материале из-за его более медленной намокаемости. Вместе с тем путем нехитрых манипуляций, используя, например, оргстекло с насечкой, обычному ватману можно придать аналогичные свойства и значительно удлинить время его высыхания.

Идеальных результатов в любом случае ожидать нелепо. Дешевый материал "съедает" часть цветовой гаммы, а дорогой, естественно, финансы. Максимально увеличенная цветовая гамма достигается за счет значительной нелинейности полутоновой шкалы и урезания области теней. Данные, полученные с помощью спектрофотометров, показывают значительную разницу между объектом живописи и самой живописью. Любой пользователь, владеющий какой-либо графической программой, может лично в этом убедиться, если, работая на пленэре, сфотографирует свою работу и запечатлеваемый пейзаж. Затем нужно перевести фотоснимки в режим отображения Grayscale, т.е. сделать черно-белыми, и сравнить. Попробуйте, и будете удивлены результатом: фотопейзаж покажется более линейным и мягким, скорее всего, без резкого контраста; картина приобретет некоторую жесткость. Получается, что художник жертвует линейностью полутоновой шкалы в пользу увеличения цветовой гаммы.

Спектральный анализ

Спектральный анализ серой шкалы

Спектральный анализ

Спектральный анализ серой шкалы

Измерение цвета в "весовых" характеристиках

Нередки случаи, когда начинающие живописцы, испытывая некоторые трудности при воспроизведении натурных оттенков на холсте или бумаге, задаются вопросом, а можно ли как-то измерить цвет и подобрать его точные характеристики из расчета количественных соотношений пигмента? Мы тоже грешили этим, и для того, чтобы избавить вас от подобных навязчивых мыслей, приведем краткие выводы из собственного опыта.

  • 1. Подобрать абсолютно точный цвет невозможно. Для этого, по меньшей мере, необходимо обладать специальной техникой (спектрофотометр, колориметр и пр.) и аптекарскими весами, что, откровенно говоря, непрактично.
  • 2. Точность цвета далеко не единственный фактор, определяющий характеристики живописи. Поскольку первостепенно важны сочетания мазков краски, а не сами краски, то точный подбор одной из них может стать причиной крайне неудовлетворительного результата. Точность обычно жертвуют ради определенных качеств живописи, ведь человеческое зрение не воспринимает мазки краски по отдельности, потому для него не критично расхождение в оттенках.

Колориметрическая точность в живописи имеет очень малое значение. Вместо колориметрии живописцы больше уделяют внимание вопросу пригодности одной краски и непригодности другой.

Сравнение забавы ради

Давайте сравним два изображения колеи в снегу: одно фотографическое, другое живописное. Фотография самая обычная, а в качестве "картинно-живописного" примера используем номенклатурное произведение Сурикова "Боярыня Морозова". Номенклатурным данное полотно Сурикова мы именуем от того, что оно наиболее часто приводится в качестве наилучшего примера изображения снега в живописи. Далее без пояснений, ибо и так все предельно понятно.

Фотография снежной колеи

Фотография снежной колеи с увеличением

Тэг: Цветоведение
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...