Детализация в росписи и живописи

Автор: 11 октября 2016 в 07:50 в рубрике

Как это работает?

В основе возможности управления цветовой композицией в рамках росписи художественной миниатюры или живописи лежит явление контраста яркости. Контраст яркости - это отношение разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Определение контраста яркости взято из научной статьи; говорим специально для любителей не доверять сайтам из интернета.

Обоснование определения контраста яркости

В природе не существует ни одного объекта, который существовал бы отдельно от окружения. Отсюда у людей в процессе эволюции выработалась привычка всегда видеть объекты на том или ином фоне. Восприятие иначе не работает.

promo-matreshka

Фотография матрешки с портретами семьи по фотографиям является промо-изображением раздела Матрешки. Оригинал "промки" находится в статье "Матрешки портретные креативные древнерусские". У промо-изображения полностью вытерт фон; на оригинале фон присутствует. Пройдите по ссылке, посмотрите, озадачьтесь разницей восприятия. Кстати, это изображение (промо и оригинал) - отличный пример контраста яркости благодаря высокой детализации росписи. Все следующие четыре примера контраста яркости в фотографии матрешек есть.

Контрасту яркости есть четыре примера, думается, общеизвестных:

1) На более темном фоне предметы кажутся более светлыми, а на светлом - более темными.

2) Края темной фигуры со сплошной заливкой на светлом фоне кажутся темнее. Это явление называется краевым контрастом.

3) При рассматривании изображения мы склонны, прежде всего, замечать детали более яркие и более светлые. При этом фон может казаться лежащим дальше, чем рассматриваемый объект.

4) Глаз весьма нередко темное пятно воспринимает как тень, отбрасываемую от рядом находящихся предметов. В связи с чем темное пятно, особенно издалека, может представляться искаженным, с пропаданием деталей. Поэтому это явление называется "отпаданием к фону".

С первым пунктом, думаю, все понятно, ибо не раз проходили. Второй пример может успешно использоваться для подчеркивания лица, например матрешки с портретом. Владение техникой третьего примера дает возможность имитировать глубину сцены на плоской поверхности. На четвертом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов, разной формы, разного размера.

Отдельные визуальные примеры контраста яркости, то есть картинки как в книжках, не приводим по той простой причине, что они не сработают на самосветящейся поверхности вашего монитора. Визуальные примеры сработают, будучи напечатанными на бумаге, или намалеванными краской на каком-нибудь заборе.

Манипуляции с портретами плюс пейзажная живопись

Явление "живого портрета" известно всем. "Живой портрет" - это когда глаза изображенного на портрете человека всегда смотрят на зрителя, куда бы тот ни отходил. Эффект достигается за счет того, что зрачки глаз портретируемого помещаются ровно в центр разреза глаз.

Но одних лишь глаз для художественных целей маловато будет. Хотя бы потому, что выражении лица мы судим не по глазам, а по линии рта. Соответственно, если при одних и тех же глазах мы нарисуем губы уголками вверх, получится одно выражение лица, а если уголками вниз - совсем другое. Так что же, зеркало души - не глаза, а губы? Шутка...

В ряде случаев предмет или образ достаточно просто обозначить, не прорисовывая его в деталях. Здесь достаточно единственного, но важного признака предмета, а его детали добавятся нашим мозгом. Так происходит вследствие человеческой привычки всегда видеть предметы во взаимоотношениях с другими предметами. Восприятие иначе не работает (повторимся).

Отличным примером "обозначения" может служить наша способность внимательно рассматривать предметы, которые художник вообще не подразумевал и не изображал на картине. Если художник грамотно воспроизвел в красках известное действие света, то переотражение света вкупе с поверхностью холста и объемностью мазков может заставить нас рассматривать листья на кронах деревьев, которых на холсте просто нет. Профессиональные художники поймут, о чем мы рассуждаем. Всем остальным покажу репродукцию картины.

Левитан Золотая Осень

Заметьте, есть нечто в этой картине, заставляющее рассматривать листья на березках и травку под ними. Я увеличу, с вашего позволения.

Левитан Золотая Осень детали

Видите? Никаких листьев, никакой травы. Просто мазки краски, кажущиеся беспорядочными. А следующая, простите, абстракция кисти Левитана...

Левитан Золотая Осень детали

вообще пониманию не поддается.

Цвет и освещение

Если на белом листе бумаги рядом нарисовать красный и синий квадраты одного тона, то красный будет казаться светлее синего. Явление справедливо для изображений, рассматриваемых при естественном освещении. В сумерках всё станет ровно наоборот.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...