Искусство интерьера: форма, конструкция, материал

Автор: 29 мая 2010 в 11:50 в рубрике

Дела, учеба и свободное время связывают нас с учреждениями, школами, библиотеками. Интерьерные решения одних помещений не оставляют следа в нашей памяти, другие вызывают восхищение, остаются в ней надолго.

Познать средства, которыми пользуется искусство интерьера и достигается это совершенство, - значит сделать первый шаг к проникновению в лабораторию зодчего, дизайнера. Понять приемы и закономерности, хотя бы в общих чертах, - значит сделать первый шаг к развитию, собственного умения. Недаром Максим Горький говорил, что под красотой понимается такое сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает сработанному человеком-мастером форму, действующую на чувства и разум как сила, возбуждающая в людях удивление и гордость перед способностью к творчеству.

Искусство интерьера - прежде всего архитектура, и поэтому надо познакомиться с главными средствами организации пространства среды, архитектурного пространства.

Замечали ли вы, что, входя в помещение, сначала оцениваете его общие размеры, форму, а уж потом изучаете детали? В свободных залах, если не на чем остановиться взору, иногда возникает чувство потерянности, и, напротив, небольшие комнаты вызывают ощущение уюта.

Чаще всего наши представления связывают назначение сооружений и их размеры. Для кинозала на несколько сотен человек требуются одни габариты, для жилой комнаты - другие. Формула древнегреческого философа Протагора "человек - мера всех вещей", как видим, справедлива.

Интерьерные решения, организация пространства подчиняется не только размерности. Посмотрите, как покоряют творения русских зодчих - эти замечательные архитектурные памятники - легкостью, игрой света и цвета. Пространство словно льется по трем направлениям, обрамляется стенами, напряженно изогнутыми поверхностями сводов, арок, оконных проемов. Мы видим, что пространство имеет форму, причем иногда довольно сложную. Здесь все своеобразно, неповторимо, запоминается.

Интерьер Казанского собораИнтерьер Казанского собора

Эту гармоничность форм и называют пластичностью. Ей принадлежит одно из главных мест в ряду выразительных художественных средств современной архитектуры.

Рассмотрим другой пример организации пространства, где определяющей чертой является структурность: зрительно неограниченный зал, насыщенный колоннами, разными проводками, конструкциями, оборудованием. Описанный интерьер - не редкость для индустриального объекта или для экспозиционного комплекса. Здесь используются различные способы организации пространства, конфигурации в плане и вертикальные модуляции.

Дизайнер использует этот прием для обострения композиционного построения. Например, выставочный комплекс может быть задуман как зрительно насыщенное поле, в котором в строгом порядке, размещаются информационные материалы, экспонаты, схемы. При этом заинтересованный посетитель сам выберет нужную группу изделий или планшетов, углубится в изучение содержания стенда. Случайный посетитель воспримет интерьерное решение комплекса как нагромождение экспонатов, непонятных вещей, поспешно покинет его.

Наиболее сложная зона общественных зданий - верхняя, поскольку там группируются светильники, решаются акустические задачи, она влияет на эстетическое восприятие среды. В самом деле, пол занят потоками людей, оборудованием. В стенах размещается встроенная мебель, они служат и для экспозиции декоративных произведений. Плафон, таким образом, часто является единственным местом, где могут быть размещены декоративные элементы потолка, разноцветные люстры и иные украшения.

Увеличивающиеся технологические возможности позволяют, кроме балок, ферм, применять и другие системы покрытий. Особое своеобразие, необычность верхней зоне придают открытые конструкции. Так, покрытие наподобие велосипедного колеса диаметром 93 мм применено во Дворце спорта "Юбилейный" в Санкт-Петербурге. Для спортивных сооружений вообще характерны смелые решения. Об этом ярко свидетельствует история всех олимпиад, в том числе и московской.

Вид на интерьер во Дворце спорта ЮбилейныйВид на интерьер во Дворце спорта "Юбилейный"

Использование основных строительных материалов в открытых конструкциях как компонентов художественного решения интерьера позволяет максимально экономно реализовать их возможности. Выразительным примером такой трактовки железобетонных и армоцементных конструкций является опорная часть главного зала Туринской выставки.

Мы восхищаемся совершенством природы, когда видим, как тонкий стебелек несет тяжелый спелый колос, которому не страшны ни дождь, ни порывы буйного ветра, когда видим, как идеально сочетает форму, соотношение размеров и толщину скорлупы куриное яйцо. В рукотворных композициях конструкторы нередко имитируют подобные достоинства явлений природы.

К средствам организации пространства в искусстве интерьера относятся используемые материалы. Строительная индустрия и природа предлагают их множество. Прежде всего - дерево. Мы уже отмечали, что как строительный материал оно давно широко используется. Внешний вид древесины характеризуют цвет, блеск и рисунок, который виден на ее срезах. Цветовые тона дерева отличаются большим разнообразием. Они во многом зависят от климата. Породы умеренного пояса светлее, тропические виды отличает яркая окраска. Для обогащения цвета древесину красят, морят, пропаривают, протравливают - обрабатывают химическим путем. Некоторые породы - бук, платан, клен, дуб - обладают блеском. Другим можно придать и искусственный блеск путем полирования, лакирования и вощения.

Металл является отличным конструкционным материалом и используется для отделки. Его применяют в подвесных потолках, для дверных и оконных проемов, при конструировании мебели.

Разнообразна палитра камней. При полировке их проявляется рисунок, игра и блеск компонентов. Гранитом, мрамором, туфом облицовывают колонны, стены, полы. Кроме названных, используются известняки, гипсовый камень, лабрадорит, габро, базальт, песчаник. Особо ценны поделочные камни: яшма, малахит, янтарь. Долговечность и художественная выразительность делают незаменимым камень для отделки общественных зданий - театров, Дворцов культуры, станций метро.

Малахитовый зал ЭрмитажаМалахитовый зал Эрмитажа

Богато отделаны камнем залы Эрмитажа. Вспомним мрамор и гранит знаменитой главной лестницы, каррарский мрамор Георгиевского зала, Малахитовый зал. Для отделки интерьеров и для декоративных целей незаменим армянский туф, имеющий множество цветовых оттенков. Материал легко пилится, поддается резьбе. Из него кладут стены и делают вазы, он может придавать строгость или, наоборот, легкость интерьеру.

Армянский туфАрмянский туф

Стекло в искусстве интерьера большей частью используется листовое: при создании витражей, его вставляют в двери, окна. Применяется стекло и при конструировании люстр, торшеров, бра. Разнообразна цветовая гамма керамических плиток. Они долговечны, гигиеничны, легко монтируются. Бетон как конструкционный материал используется обычно в необработанном виде. В последнее время внедрение цветных цементов и облицовочного камня позволяет заметно разнообразить поверхность из него. Группа пластмассовых изделий используется при отделке оборудования, мебели, приборов. Комбинируя плитки, можно выстилать ими поверхности, образовывать самые замысловатые узоры. Искусственные ковровые изделия прекрасно зарекомендовали себя при сплошной настилке комнаты целиком. Пылеотталкивающие ковры, моющиеся обои, ударостойкие и термостойкие пластмассы - все это расширяет возможности оформления интерьеров.

Тэг: Дизайн интерьера
Комментарии (1)
Елена 14 апреля 2015 в 16:12
Замечательная статья, очень познавательная для меня.
Написать комментарий...