Художественная роспись: концепция и специальные методики

Автор: 28 мая 2010 в 09:40 в рубрике

Художественная роспись - тема, весьма сложная для краткого рассмотрения. Практически тема не может относиться к хобби, и даже отдельный аспект технологии художественной росписи трудно объяснить в рамках одной описательной статьи. Действия, выполняемые художником по росписи, подчиняются сложным творческим алгоритмам, но не порядку чисто технических манипуляций с кистями и красками. Поэтому невозможно выработать универсальное методическое руководство по применению художественных средств для выполнения декора изделия любого типа. Не рекомендуем даже пробовать систематизировать знания - систематизация если и возможна, то неоправданна в непосредственной связи с непрерывным процессом изобретения новейших техник и материалов.

Мстерская лаковая миниатюраМстерская миниатюра

Специальные художественные методики

В область методики обучения ремеслам входит обязательное расширение кругозора ученика.

Визуальные искусства не являются замкнутой самодостаточной средой. Многие разновидности искусства требуют взаимодействия с другими областями человеческого знания. Попробуйте дать понять ученику, какие дополнительные знания могут ему понадобиться для решения творческих задач. Но будьте осторожны, преподнося совокупность знаний, ведь, например, для того, чтобы использовать красочные материалы, вовсе не обязательно изучать химию. А вот к историческим наукам обратиться придется, хотя бы для достижения большей убедительности и достоверности.

В отличие, скажем, от вышивки крестом, художественная роспись - это комплексное ремесло, позволяющее создавать сложные произведения искусства, начиная с лаковой миниатюры и заканчивая огромной фреской. Но создание любого изделия всегда начинается с простейших операций. Данным фактом умело пользуются поточные производства, например, матрешек, но далеко не всегда мастера, работающие на поточном производстве, обладают творческим потенциалом. Часто мастера шаблонной технологии (работающие по шаблону) оказываются не в состоянии создать нечто новое, потому что вместо реального творческого подхода пользуются шаблонными методиками.

Иногда (например, когда мастер создает концептуально новое произведение искусства, которое отличается от всего ранее сделанного) воплощение задуманной идеи с нуля - наилучший вариант, хотя для его реализации художнику потребуется мобилизовать весь свой творческий потенциал. Поточное же производство основывается на уже существующей модели, многократно повторяет уже выполненные действия.

Палехская лаковая миниатюраПалехская миниатюра

Концепция художественной росписи

Концепция любой разновидности художественной росписи заключается в технологических различиях и разнится методами решения визуальных задач. Описать концепцию той или иной разновидности росписи можно, изучив ее "модельное" представление или общий принцип управления композицией и материалами.

Принципов управления композицией всего два. Их можно условно обозначить, как модели "несвязанную" и "обусловленную". Обусловленная модель строится на четко отработанных (заданных веками практики) элементах, переходящих от одного изделия к другому, иногда на протяжении нескольких столетий. Ярким примером обусловленной модели являются почти все традиционные народные промыслы с их четко заданными мотивами, способами расположения элементов, декора, где каждая завитушка что-нибудь означает.

Несвязанная модель отличается тем, что мастер работает над художественным произведением не сразу кистью и красками непосредственно по подготовленному материалу, как на поточном производстве, а начинает с карандаша и ластика. Руководствуясь практическим опытом, в зависимости от наличия собственных наработок, художник ясно представляет, как будет выглядеть готовое изделие. Элементы композиции продумываются по ходу работы, творчески, экспериментально.

Холуйская лаковая миниатюраХолуйская миниатюра

Сравнение стилистики росписи некоторых народных промыслов

Согласно нескольким приводимым в тексте иллюстрациям нескольких разновидностей русского народного промысла попробуем рассмотреть их некоторые отличительные особенности в подтверждение сказанного о концепции художественной росписи.

Отличительными особенностями, например, холуйской миниатюры от Мстеры являются укрупненный, приближенный к зрителю пейзаж. Фигур значительно меньше, но они более крупные, чем у мстерцев. Удлиненные пропорции фигур в холуйской миниатюре роднит ее с декоративной живописью Палеха, однако холуйская миниатюра отличается своеобразным художественным языком, силуэты фигур более мягкие и выглядят объемнее, хотя рисунок проще, без детальной проработки и филигранности золотой графики.

Холуйская, мстерская и палехская миниатюра тесно связана с такими обиходными предметами, как шкатулки, разного рода коробочки, игольницы. Сюжеты живописи могут быть самыми разными, но холуйская миниатюра использует сюжеты, взятые из повседневной жизни. Она более реалистична, отличается лаконичной и ясной композицией.

Если Палех использует много позолоты красных оттенков, то у холуйцев мы видим золото лишь там, где его использование оправдано: шлемы воинов, золоченые купола церквей, иногда кольчуги. Главной же отличительной особенностью холуйской лаковой росписи является использование золота для изображения Солнца, Луны и звезд.

Холуйская, мстерская и палехская живопись обычно используют черный фон, миниатюру располагают точно по центру верхней плоскости, вписывают в правильную геометрическую фигуру (прямоугольник или окружность) и обрамляют по краям орнаментом, причем в холуйской живописи орнаментации больше. Золотая орнаментация служит естественным переходом от живописи к плоскости расписываемого предмета.

Тэг: Теория искусства (философия)
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...