Преображение идеи от эскиза к картине
По существу живопись - это теория и практика, которая технологически заключается в том, чтобы сначала научиться смешивать краски, а затем строить из смеси красок цветовые сочетания, используя картинную плоскость. В более утрированном и привычном виде приводимое утверждение звучит так: "бери нужную краску, клади в нужное место". Шутка? Не совсем.
В связи с моментом начала материального воплощения идеи и избранным способом перенесения абстрактной идеи на (материальный носитель) холст возникает целый ряд вопросов. Принятие окончательного решения о готовности эскизного материала для создания законченного полотна представляет собой стратегическое решение, зависящее от вида предстоящей работы. Выбор манеры передачи идеи - тактическое решение, определяющееся возможностями художника.
Всякий раз, когда пишется картина, считается, что невещественная идея преображается в материальную форму. Совершенно идентичное понимание живописи встречается в средневековых рукописных книгах эпохи готики 1, хотя процесс преображения далеко не очевиден. В действительности процесс гораздо сложнее.
Процесс воплощения идеи может идти двумя различными путями. Первый путь отличается почти механическим переносом заранее определенного по цвету и тону эскиза на холст. Второй отличается тем, что законченное определение цветовой гаммы откладывается по возможности до завершения картины.
Последующий материал проиллюстрируем замечательным примером создания картины "Боярыня Морозова". К этому произведению Василия Ивановича Сурикова мы уже не раз обращались, описывая вопросы колориметрии и серой гаммы.
Наиболее важным достоинством механического переноса является относительная простота. Определение композиции и цветовой гаммы происходит в данном случае на заключительных стадиях подготовительных работ, полноформатных эскизов. Поскольку цветовая информация уже определена эскизом, остается лишь начать писать набело.
Механический перенос позволяет однозначно определить воспроизводимую гамму. Потому положительный момент технологического метода выражается в простоте перенесения цвета с эскиза на холст.
Серьезный недостаток механического переноса - негибкость: композиция и ее содержимое со множеством деталей подчиняются единой цели, причем цвета ограничиваются заданной цветовой гаммой. Поэтому механическое перенесение находит практическое применение только в тех случаях, когда уже подготовлен полноразмерный эскиз, который необходимо просто переписать начисто.
Среди разнообразия значимых несовершенств технологии механического переноса особенно отмечается совершение двойной работы, хотя, по отношению к живописи, лишней работы не бывает.
Преимущество метода отложенного переноса в его гибкости. Содержание эскизного материала влияет здесь исключительно в композиционном плане и основной концепции цветовой гаммы произведения, но полноформатных эскизов не делается - художник волен импровизировать.
Главный недостаток отложенного переноса - некоторое расхождение композиции в маленьком эскизе сравнительно с большей плоскостью холста. Одновременно оказывают существенное влияние многочисленные факторы, способные нарушить порядок работы. Одним из важнейших факторов, определяющих все дальнейшее существование полотна, являются психологические особенности творца, - далеко не редки прецеденты полного или частичного уничтожения картины самим ее автором, а также внезапное появление "лучшей" идеи, которая, как говорится, "приходит опосля".
Второй недостаток - невозможность оценить живопись до того момента, пока живопись не будет полностью завершена.
1. Фома Аквинский в трактате "Summa theologiae" развивает теорию, согласно которой "индивид творит, сообразно заранее сложившейся в его сознании идеи будущего произведения. Посредством разума художник придает материи форму этой идеи, воплощая в произведении искусства разрабатываемый им замысел". Теория Фомы Аквинского опирается на аристотелевскую концепцию творчества и развития ее в соответствии с христианской доктриной творчества ad imaginem Dei.