Обзор искусства РСФСР в 1920-е годы

Автор: 08 апреля 2014 в 12:43 в рубрике

Статья из цикла "Искусство РСФСР"

Сложную, очень интересную и подчас противоречивую картину представляет русское советское искусство 20 - начала 30-х годов. Скрещивание многих направлений, преломление различных традиций, столкновение стилей… В это время существовал целый ряд творческих объединений художников. Наибольшую известность получила деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Общества художников-станковистов (ОСТ). При очень большом различии в творческих установках объединений усилия входивших в них художников были направлены на сближение искусства с новой жизнью страны, на показ труда советских людей. Эти произведения не только затрагивали совершенно новые для искусства темы, но и демонстрировали смелые художественные решения, рождали новую эстетику.

Г. Ряжский. Слева - Делегатка, справа - ПредседательницаГ. Ряжский. Слева - "Делегатка", справа - "Председательница"

В лучших произведениях художников-остовцев, особенно в картинах А. Дейнеки, прославлялись красота и радость свободного труда. И вместе с тем делались попытки эстетически, художественно осознать связь человека и современной техники. В работах 20-30-х годов предугадано многое из того, что впоследствии стало содержанием, душой всего советского многонационального искусства. К важнейшим достижениям живописи относится воплощение образа человека новой социалистической формации, раскрытие его духовного мира. В историю советского искусства вошли работы, в которых представлены люди первых лет строительства нашей страны. Среди них - "Делегатка" и "Председательница" Г. Ряжского.

В 20-е годы зарождается советская тематическая картина - историко-революционная, батальная, жанровая. В это время появляются лучшие полотна основоположника советской батальной живописи М. Грекова, "Оборона Петрограда" А. Дейнеки.

А. Дейнека, Оборона ПетроградаА. Дейнека, "Оборона Петрограда"

Заметное место занял пейзаж, всегда имевший большое значение в изобразительном искусстве России. Энергия, жизнеутверждающее начало, ощущение радости бытия - вот основной лейтмотив лирических пейзажей Н. Крымова, В. Бакшеева, К. Юона, И. Грабаря, А. Рылова, П. Кончаловского. В них проявились пластическое мастерство, культура исполнения, конструктивность, будь то архитектура или "чистая" природа. Оптимизм, восхищение красотой материального мира наполняют и многие натюрморты этого времени. Особенно заметны эти черты в натюрмортах И. Машкова и А. Куприна.

Были созданы такие классические произведения станковой скульптуры, как группа А. Матвеева "Октябрьская революция", композиция "Булыжник - оружие пролетариата" И. Шадра. Появились первые значительные работы В. Мухиной, замечательные произведения исполнены А. Голубкиной, из них наиболее интересен портрет Л. Н. Толстого.

И. Шадр, Булыжник - оружие пролетариатаИ. Шадр, "Булыжник - оружие пролетариата"

Именно в 20-е годы приобрели мировую известность гравюры на дереве В. Фаворского и А. Кравченко. Их традиции живут и по сей день в графическом искусстве - как в станковом, так и в книжном.

Самое живое участие приняли в оформлении и иллюстрировании массовых изданий русской и зарубежной классики, а также советской литературы Б. Кустодиев, Д. Кардовский, М. Добужинский, А. Бенуа, В. Конашевич и другие.

Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...