Обзор искусства РСФСР в 1920-е годы
Статья из цикла "Искусство РСФСР"
- Послереволюционное искусство России
- Обзор искусства РСФСР в 1930-е годы
- Русское искусство в военный и послевоенный период
- Обзор искусства союзных республик 50-60-х годов 20-го века
- Искусство РСФСР в 50-60-х годы 20-го века
- Станковая графика РСФСР в 50-60-х годы 20-го века
- Монументальная пластика РСФСР в 50-60-х годы 20-го века
Сложную, очень интересную и подчас противоречивую картину представляет русское советское искусство 20 - начала 30-х годов. Скрещивание многих направлений, преломление различных традиций, столкновение стилей… В это время существовал целый ряд творческих объединений художников. Наибольшую известность получила деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Общества художников-станковистов (ОСТ). При очень большом различии в творческих установках объединений усилия входивших в них художников были направлены на сближение искусства с новой жизнью страны, на показ труда советских людей. Эти произведения не только затрагивали совершенно новые для искусства темы, но и демонстрировали смелые художественные решения, рождали новую эстетику.
Г. Ряжский. Слева - "Делегатка", справа - "Председательница"
В лучших произведениях художников-остовцев, особенно в картинах А. Дейнеки, прославлялись красота и радость свободного труда. И вместе с тем делались попытки эстетически, художественно осознать связь человека и современной техники. В работах 20-30-х годов предугадано многое из того, что впоследствии стало содержанием, душой всего советского многонационального искусства. К важнейшим достижениям живописи относится воплощение образа человека новой социалистической формации, раскрытие его духовного мира. В историю советского искусства вошли работы, в которых представлены люди первых лет строительства нашей страны. Среди них - "Делегатка" и "Председательница" Г. Ряжского.
В 20-е годы зарождается советская тематическая картина - историко-революционная, батальная, жанровая. В это время появляются лучшие полотна основоположника советской батальной живописи М. Грекова, "Оборона Петрограда" А. Дейнеки.
А. Дейнека, "Оборона Петрограда"
Заметное место занял пейзаж, всегда имевший большое значение в изобразительном искусстве России. Энергия, жизнеутверждающее начало, ощущение радости бытия - вот основной лейтмотив лирических пейзажей Н. Крымова, В. Бакшеева, К. Юона, И. Грабаря, А. Рылова, П. Кончаловского. В них проявились пластическое мастерство, культура исполнения, конструктивность, будь то архитектура или "чистая" природа. Оптимизм, восхищение красотой материального мира наполняют и многие натюрморты этого времени. Особенно заметны эти черты в натюрмортах И. Машкова и А. Куприна.
Были созданы такие классические произведения станковой скульптуры, как группа А. Матвеева "Октябрьская революция", композиция "Булыжник - оружие пролетариата" И. Шадра. Появились первые значительные работы В. Мухиной, замечательные произведения исполнены А. Голубкиной, из них наиболее интересен портрет Л. Н. Толстого.
И. Шадр, "Булыжник - оружие пролетариата"
Именно в 20-е годы приобрели мировую известность гравюры на дереве В. Фаворского и А. Кравченко. Их традиции живут и по сей день в графическом искусстве - как в станковом, так и в книжном.
Самое живое участие приняли в оформлении и иллюстрировании массовых изданий русской и зарубежной классики, а также советской литературы Б. Кустодиев, Д. Кардовский, М. Добужинский, А. Бенуа, В. Конашевич и другие.