Статьи по истории искусства

Революционные Русские: часть первая

Первая треть двадцатого века для России - эпоха радикальных течений в современной музыке, политике и культуре, в частности, в изобразительном искусстве, дизайне, фотографии и кино. Эксперимент и изобретательность среди российских модернистов считались художественными ценностями первостепенной важности. Художники обращались к технике коллажа, изготовляли пятиугольные книги, придумывали заумные языки.

Развитие представлений об искусстве как эстетической ценности

Средневековому мышлению было свойственно наделять умозрительные построения чувственными признаками конкретных вещей. Априорные истины облекались им в стройные, законченные формы. Представления о порядке, гармонии мироздания, о вечной геометрии духовно-космического пространства были результатом своеобразного эстетического осознания божественного мироустройства. Эстетическое по самой своей сути чувственное восприятие абстрактных идей лежит и в основе всего средневекового искусства.

Три века визуальной истории Перу

Когда Франсиско Писарро и испанские конкистадоры впервые прибыли в Перу в 1524 году, они были шокированы совершенно незнакомом миром. Все окружающее было совершенно непохожим на то, что Писарро и его сподвижники привыкли видеть в Европе. Люди, флора, фауна, перуанские ландшафты и поселения стали объектами изучения, требовали тщательного описания, а документы, описывающие местную жизнь, отправлялись в Европу. Эта небольшая обзорная статья кратко затрагивает вопрос, как художники изображали Перу и разработанную ими визуальную категорию для классификации информации.

Понимание роли и назначения искусства в средние века

Среди трактатов, написанных о художнике в средние века, сравнительно небольшая часть прямо посвящена конкретной творческой деятельности. Философские готические труды повествуют о художнике в связи с разработкой определенных метафизических проблем. Философы-богословы утверждиют, что цель деятельности художника, как и всякой деятельности человека, состоит в совершенствовании своего знания, в стремлении к познанию бога и прославлении всевышнего.

Средневековые художники о собственном творчестве: альбомы образцов

Хотя книга Теофила и альбом Виллара де Оннекура совершенно различны по традиции, характеру и уровню образованности авторов, возникает непреодолимый соблазн сравнить сочинения между собой. Поскольку рукописи созданы художниками-профессионалами, практиками изобразительного искусства, эта параллель не будет слишком искусственной.

матрешки

Самореклама

    Архитектура в средневековой системе искусств и готическая геометрия

    В процессе постепенного включения "механических искусств" в общую систему знаний ведущее место среди них занимала архитектура. Архитектура средневековья обладала привилегированным положением среди других "механических искусств". Это обстоятельство находит отражение в средневековой философской и богословской литературе, хрониках и документах, прослеживается на протяжении всего средневековья. Оно выражается в особом положении архитекторов по отношению к мастерам других специальностей, которое было обусловлено высокой образованностью архитектора, осведомленностью в точных науках, что было не обязательным для скульптора и живописца.

    Даосское искусство

    На этой странице мы представляем несколько аспектов даосского искусства, но главным образом ее изобразительную сторону. Главными темами являются изображения патриархов, драконов, божественного Пантеона и Восьми Бессмертных. Произведения искусства созданы представителями образованной элиты, которые нашли себе место в альтернативной иерархии даосской ecclesia. Часть произведений имеет четко бегослужебную функцию, часть неоднозначна и отражает глубокое усвоение даосских концепций народной китайской культурой.

    Историческая концепция готического искусства и методы средневекового мастера

    Представления о средневековых мастерах чрезвычайно расширились, когда вышел первый том подготовленного и собранного Виктором Мортэ сборника средневековых текстов, касающихся положения средневековых архитекторов и деталей организации их труда. Объединяя весьма обширный материал, издание Мортэ (второй том вышел уже после смерти Мортэ и был подготовлен к печати Полем Дешаном) и по нынешний день является основным сборником источников для всякого исследователя, посвятившего себя изучению творчества средневековых мастеров. Аналогичные издания источников в Германии, Италии и Англии были предприняты Леман-Брокгаузом.

    Отношение к готическому искусству в эпоху романтизма

    Конец 18 века открывает для себя гармонию, красоту и величие готического искусства, до этого в течение нескольких веков казавшегося нелепым, некрасивым, дисгармоничным, и начинает видеть в нем "глубокое соотношение правды и красоты". Возникший в Западной Европе конца 18 - начала 19 века интерес к средневековью и его художественной культуре знаменовал открытие собственного национального прошлого и его величия. Крупнейшие представители литературной интеллигенции конца 18-19 века с жаром способствовали распространению интереса к средневековой культуре в европейском обществе.

    Историография творчества готических мастеров

    Восприятие искусства готических мастеров в Новое время не было однородным. Изучение этого вопроса раскрывает сложную и противоречивую картину борьбы мнений, изменений вкусов и взглядов, в которых как в капле воды отразились движения общественной, философской и эстетической мысли разных эпох. Ни один художественный стиль прошлого не вызывал столь горячих споров и таких резких перемен в суждении о нем, как готическое искусство. Подобное неравнодушие к художественному стилю прошедшей эпохи связано с тем обстоятельством, что готика пустила глубокие корни в европейской художественной культуре.