Статьи по истории искусства

Китайская традиционная живопись гохуа

В Китае, где бытовали измельченные сугубо консервативные художественные направления ("гацуй" и другие), а революция 1911-1912 годов нашла отклик в искусстве народного лубка, побудила учредить в Шанхае первую художественную школу европейского типа. Носителем возрождения национального искусства стала живопись "гохуа".

Орнаменты звериного стиля и датировка памятников древнеславянской культуры

Вопрос датировки памятников древнерусского прикладного искусства весьма труден и для решения требует привлечения всей совокупности данных стилистического анализа орнаментов, разбор которых приходится пока обойти стороной. Данные орнаментов в узорах звериного стиля привлекаются здесь только относительно точно датированных памятников, помогая определению даты кладов.

История архитектуры в кратком обзоре

Со временем у человека появилась потребность украсить свое жилище. Древняя история архитектуры и архитектурные памятники свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте строители заботились о декоративном убранстве зданий, покрывали рисунками стены. Но жилища пещерных людей не похожи на архитектурные памятники и не с наскальной живописи начиналась история архитектуры, какой мы ее знаем.

Общий характер художественного ремесла периода раннего феодализма в России

В период сложения феодализма на территории восточной Европы (10-13 вв.), ремесленное производство предстоит перед историком в основном в двух разных видах и стадиях общего развития. С одной стороны исследователь имеет более древнюю, отнюдь не изжившую себя стадию ремесленного производства, связанного в своем развитии с переживающей распад родовых связей патриархальной общиной и широко распространенного по всей территории восточной Европы. С другой - более новое и развитое ремесленное производство в городских феодальных центрах: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Владимир.

Необходимость пересмотра истории древнерусской культуры: часть 2

Свидетельства памятников и летописи о заимствовании искусства в сложившемся и развитом виде из Византии оспариванию не подлежат. Но есть ли у нас хоть какие-либо основания рассматривать заимствованное искусство христианской церкви как искусство, сразу же определившее общий процесс художественного развития древней Руси, и связывать с моментом его появления начало всего русского искусства? В какой мере законно распространять условия его появления на все древнерусское искусство и рассматривать последнее как сложный результат таких же заимствований из других стран?

матрешки

Самореклама

    Необходимость пересмотра истории древнерусской культуры

    Памятники художественного ремесла эпохи раннего феодализма в России, в дореволюционной археологии и искусствознании, обнимаемые общим термином "древностей великокняжеского" или "домонгольского" периода, издавна привлекали к себе внимание исследователей. Известные в первой половине 19 в. только по немногим отдельным находкам и кладам древности они стали систематически изучаться с середины 19-го столетия, в связи с накоплением материала отдельных находок и ростом общего интереса к древнейшим этапам русской художественной истории. Особенный интерес вызвал открытый в 1822 г. в Старой Рязани богатейший клад золотых предметов личного убора.

    Декоративно-прикладное искусство славян раннефеодального периода

    Привилегированные представители нового господствующего класса строили новое государство, новую религию, новую феодальную культуру. Потому стремлению к демонстрации социальной значимости прекрасно отвечала разработанная византийским феодализмом система украшений и знаков социального отличия. Византийская система быстро перенимается и перерабатывается на свой лад русскими феодалами, получая широкое распространение на всей территории феодальной России.

    Абстрактное искусство

    Абстрактное, беспредметное и неизобразительное искусство - несколько слабо связанных между собой терминов, выражающих одно и то же. Они похожи, но по смыслу не идентичны. Абстрагирование в искусстве означает отход от реализма в изображении образов, отход от точного представления частичный или полный.

    Готическое понимание искусства как имитации природы

    Одной из центральных идей целого комплекса эстетических представлений западноевропейского средневековья была концепция искусства как имитации природы. Истоки концепции следует искать в античном понимании искусства как подражания, приобретшем в римской формулировке особенную точность и определенность. Но свойственная античной эстетике теория мимесиса - подражания природе в художественном произведении, воспринятая средневековьем, получила совершенно иную окраску.

    Место изобразительного искусства в средневековой системе знаний

    Скульптор за созданием надгробия. Миниатюра из рукописи "Смерть короля Артура". 1316 г.Многие представления о деятельности художника и ее месте в системе человеческих знаний, которые средние века унаследовали от античности, получили четкий и упорядоченный характер. Все знания были организованы в стройную иерархическую систему. Хотя в средние века иначе относилась к производственной деятельности и разрыв с рабским трудом придал этой эпохе "более гуманную тональность", отношение к искусству, ремеслу и всякой другой деятельности, связанной с ручным трудом, долго продолжало сохранять пренебрежительный оттенок, античное происхождение которого не трудно различить: "Мы восхищаемся статуей, но презираем скульптора", - как говорили в античности.