Золотые украшения древних перуанских индейцев

Автор: 06 декабря 2014 в 06:42 в рубрике

Обзор произведений искусства древних перуанских индейцев: золотые украшения доколумбовых культур Южной Америки.

Культура куписнике, 1500—1000 гг. до н.э.

Куписнике, Cupisnique — доколумбова культура, существовавшая на территории тихоокеанского побережья Перу в период примерно 1500—1000 гг. до н.э.

Золотая серьга для носа и коронаЗолотая серьга для носа и корона; золото, вальцовка, чеканка

Ранние андские культуры, такие как куписнике, использовали сложные металлургические методы моддинга золота и серебра для создания украшений, как для живых, так и для усопших. Разогретые и мягкие крупинки золота раскатывались в тонкие листы, а затем прорезались или чеканились сложной орнаментацией, которая, в основном, состояла из изображений человеческих голов с атрибутами семейства кошачьих и змеиной тематики.

Культура Чавин, 800–200 гг. до н.э.

Ремесленники культуры Чавин демонстрируют мастерство в обработке металла. Золотые самородки раскатывались в фольгу, причем настолько тонкую, что квадратный метр такой фольги мог содержать менее одного грамма золота. Куски нужной формы вырезались ножом. Для создания рельефа применялась техника чеканки на основе из мягкого материала, например, кости или камня. В качестве завершающей отделки золотого изделия часто применялась инкрустация бирюзой и некоторыми другими минеральными самоцветами.

Золотая пластина в виде рыбообразного телаЗолотая пластина в виде рыбообразного тела; золото, техника отжига с тиснением. Налобник с орнаментом; золото.

Золотая фигурка выполнена в виде рыбообразного тела, с оскаленным клыкастым ртом, с крупными ромбовидными глазами. Голова рыбы изображена в профиль, туловище покрыто чешуей. Пластина найдена на балках, поддерживающих крышу храма в Чавин де Хуантар. Украшение отражает один аспект индейской культуры: древние перуанцы относились к водоемам как к месту входа в подземный мир.

По стилю пластина напоминает артефакты из долины Ламбайеке, которая располагается неподалеку, к северу от Чавин. Высокий рельеф орнамента этой золотой пластины напоминает линейный дизайн Куписнике. Близость Ламбайеке и некоторых других северных прибрежных культур, например Куписнике, по всей вероятности привело к развитию и широкому распространению морской темы и мотивов.

Многие из подобных золотых украшений, скорее всего, были элементами костюмов, нашивались на ткань, поскольку имеют следы соответствующей перфорации.

Образец типичного индейского налобника. Центральная фигура орнамента представляет Божество в человеческом обличье, имеющем некоторые характеристики животного. Божество изображено фронтально, наделено кошачьими клыками и когтями ящера. Три уровня Вселенной - подземный мир, земля и небеса - представлены в виде трех могущественных существ: змея, ягуар, орел. Центральный персонаж окружен двумя спутниками, которые изображены в профиль. Они имеют аналогичные атрибуты божеств, но здесь также изображены птицы, вылетающие из уст спутников.

Назначение данного изделия окончательно не установлено, но принято считать, что оно использовалось как налобное украшение. По другим версиям это может быть корона, погребальная мемориальная табличка или часть пояса. В любом случае, судя по двум небольшим отверстиям с двух сторон пластины, она действительно была частью какого-то большего изделия.

Культура наска, 100-700 гг. н.э.

Головной убор; золото индейцевГоловной убор; золото.

Блестящий лучистый орнамент, возможно корона или головной убор, сделан чеканкой золотого листа. В центре изделия изображено человеческое лицо. Похожие лица изображены также на каждом луче.

Культура фриас, 200-600 гг. н.э.

В долине Фриас найдены остатки древнего металлургического производства и шлак, оставшийся от выплавки золота. Хотя в долине Фриас традиционно доминировала культура Викус, найденные в склепах предметы имеют гораздо больше общего с северными культурами, существовавшими на территориях современного Эквадора и Колумбии. Это подтверждается аналогичными находками в самих прибрежных районах Эквадора и Южной Колумбии.

Стиль Фриас характеризуется замысловатой техникой работы с золотом. Платина и в некоторых случаях серебро также используются, чтобы подчеркнуть некоторые детали, например белые зубы и белки глаз на человеческих фигурках. Характерным для Фриас было также использование золотого бисера, плетение из золотой проволоки, пайки, горячего тиснения.

Ношение больших ушных украшений ограничивалось только представителями элиты индейского общества и считалось признаком достатка у древних перуанцев. Испанские конкистадоры называли всех носящих большие ушные серьги словом "орейонес", "большие уши".

Золотые серьги и корона южноамериканский индейцевЗолотые серьги (золото, серебро, хризоколл, литье, гравировка, тиснение, механическая сборка) и корона (золото, прокат, ручная сборка).

Корона является частью необычной находки в районе, известном как Пьюри в долине Фриас. В склепах, датируемых 200 - 600 годами нашей эры, найдены различные изделия из золота - сосуды, украшения. Предметы, найденные в Пьюре, известны как культура Фриас, хотя некоторые отнесены к культурам Викус и Моче. Большинство склепов были разграблены в период с 1943 по 1950 годы.

Корона сделана из золотого обода, спаянного сзади. К ободу посредством золотой проволоки прикреплены 26 золотых дисков. Концы проволок также спаяны. Материал имеет следы киновари, которой было натерто все изделие, чтобы придать ему красный цвет.

Культура чиму, 1100-1470 н.э.

Пара ушных украшений; сплав золота с медьюПара ушных украшений; сплав золота с медью.

Культура чирибая, 1100-1450 гг. н.э.

Культура чирибая процветала в районах Южного Перу в плодородной долине, протирающейся от Ило до прибрежных районов Северного Чили. Здесь же в Чили найдено несколько мумий чирибая в захоронениях, датируемых 670-900 годами нашей эры. Судя по находкам, общество чирибая было сугубо аграрным, но металлургическое производство было достаточно развито. Также чирибая славились текстильной продукцией, тканями, украшавшимися геометрическим орнаментом, использующим полосы, спирали и треугольные элементы, которые впоследствии будут включены в текстильные традиции поздних культур в этом регионе. В гончарных изделиях чирибая также используется украшение геометрическим орнаментом аналогичной структуры с преобладание черного, белого и красного цветов.

Культуру чирибая можно рассматривать как ответвление культуры тиаунако, доминировавшей в некоторых районах Южного Перу примерно в этот же период. В металлургической продукции чирибая заметно влияние тиаунако, особенно в специфических трубчатых конструкциях головных уборов и нагрудников.

Корона чирибаяКорона, золото

Эта корона является примером трубчатой формы, плотно заполненной тисненым орнаментом. Среди множества простейших геометрических мотивов здесь присутствуют более сложные и абстрактные изображения представителей семейства кошачьих. Хотя орнамент сложный и запутанный, в нем все же можно выделить элементы, характерные для всех древних индейских культур, особенно касающихся контекста обезглавливания.

Литература

  • Джони Исла, Культура Наска в Перу, Милан и Скира, 2006.
  • Головная вошь в андских мумиях Арика, Чили, журнал паразитологии, т. 98, апрель 2012.
  • Габриэла Шворбель, Фальсификаторы металла в Виктория Мухика, музей Оро дель Перу, Лима, фонд Мигеля Мухика Галло, 2009.
  • Томас Бесом, Этноисторическое изучение Инкских религиозных практик, Аустин: издательство техасского университета, 2009.
  • Мейнрад Мария Грюнинг, Золото инков: 3000 лет передовых цивилизаций - шедевры перуанского музея Ларко, Хайдельберг: Керера 2004.
Тэг: Изобразительное искусство
О, поздравляем, Ваш отзыв будет первым!
Написать комментарий...